Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:47, 28 июня 2018

Алла Татаринцева рассказала историю первого фольклорного коллектива в районе

Алла Татаринцева рассказала историю первого фольклорного коллектива в районеФото: Василий Алехин
  • Статья

Народные мотивы зазвучали со сцены вопреки канонам социалистического реализма.

Если песня – в унисон с душой

Сегодня многочисленные фольклорные коллективы, созданные и успешно действующие в Новооскольском районе, давно и прочно завоевали искреннюю любовь и симпатию у зрителей, особенно среди селян. Именно у них отношение к народной песни всегда было особенно бережным. Одни лишь упоминания таких названий, как «Русская Душа», «Рябинушка», «Реченька», «Прялица», «Золотая околица», «Пролески», «Ивушка», «Победитель» и многих других ассоциируются у жителей новооскольской земли с праздником и хорошим настроением. Наблюдая, с каким энтузиазмом создаются подобные творческие коллективы, объединившие людей самых разных возрастов, хотелось бы отдать должное тем, кто первыми отважились в нашем районе выйти на сцену в далеком 1958 году, чтобы, не взирая на жесткие рамки, установленными канонами соцреалистического искусства, запеть пришедшие из глубины веков настоящие народные песни. Подобно первой ласточке, стал началом развития фольклорного движения в районе коллектив «Сударушка», основанный в селе Боровое талантливым человеком, Николаем Акимовичем Горбатовским.

Уж почти шесть десятков лет минуло с тех пор. Ушли из жизни первые серебряноголосые певуньи, а сам состав коллектива успел смениться уже трижды. Но жива «Сударушка», потому что живы в сердцах селян древние и мудрые напевы, что передаются из поколения в поколение. Помнится, при встрече, создатель и первый руководитель этого замечательного коллектива, Николай Горбатовский рассказывал, каких усилий и переживаний стоило ему самое первое выступление, как долго пришлось «вынашивать» ему давнюю свою мечту — вернуть на сцену настоящую народную песню: — В те времена, когда рождались тексты и мелодии, выходящие, кажется, из самого сердца, авторы их вряд ли умели читать и писать. Поэтому и смех, и голос (плач), и заботы, и мечты, и праздники, и обряды, воплощенные в песне, пелись тоже сердцем, бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери, словно семейные реликвии. Также бережно и любовно руками местных мастериц создавались рукотворные шедевры народного костюма, и хранились боровские паневы и завески, расшитые черно-красным орнаментом белые или яркие атласные рубахи, «сороки», хресты…

Была мечта…

Еще будучи сельским «избачем», назначенным 18-летним комсомольцем на эту почетную на селе должность в далеком 1947 году, добывал он старательно книги и газеты, керосин для ламп, красный кумач для лозунгов, рисовал плакаты и писал воззвания, выступал на полевых станах во время уборочных и посевных, а, собирая местные таланты, «сколачивал» агитбригады, организовывал концертные программы и даже театральные постановки. Однако, всякий раз, репетируя новые современные песни о первомае, комсомоле, партии, торжестве труда, ратного подвига и очень скорой победе социализма, никак не мог позабыть он знакомые с детства родные напевы, которые, несмотря ни на что, продолжали звучать в каждом уголке села, в каждой душе. И была в них удивительная какая‑то первозданная сила, которую, наверное, и принято называть голосом малой Родины.

«Эх, хороши! — слушая местных певуний, думал Николай Акимович. — Вот бы их — да на сцену, да чтоб вышли, как принято, в настоящих народных костюмах, тех самых, что своими руками шиты и бережно хранятся почти у каждой доброй хозяюшки в заветном сундуке. Закончив режиссерское отделение Воронежского культпросветучилища и получив под начало небольшой сельский клуб, заменивший старенькую избу-читальню, неутомимый культработник все‑таки решился и… Вот они, сельские певуньи, на сцене смотра-конкурса художественной самодеятельности, обряженные в те самые боровские паневы, которые очень скоро станут знаменитыми по всему Черноземью и войдут в учебники краеведения и народной культуры. И название для коллектива сразу же нашлось само собой, величественное, женственное, почти сказочное — «Сударушка». Ох, и «пропесочили» же после выступления руководителя новорожденного хора по «комсомольской линии» да еще и на районном уровне! И лапти на ногах участниц ему припомнили, и костюмы «из прабабкиного сундука», и тематику песен несовременную, и то, что от музыки отдает «поповским ладаном».

Одним словом, оказался Николай Акимович «не в ногу со временем идущим», малосознательным элементом. А то, что зрители аплодировали поющим «сударушкам» стоя, как‑то позабыли. К счастью, в «высоком» жюри присутствовали люди, способные оценивать творчество, как таковое, а не как образчик пролетарского искусства. Они‑то и дали новорожденному коллективу самую высокую оценку, и звучали после этого звонкие голоса прекрасных боровчанок на центральном радио «аж целых две недели»! Справедливое время все расставило по местам. Много творческих побед на конкурсах самых разных уровней было завоевано, много добрых слов благодарности и признания услышано участниками «Сударушки».

Дело его живёт

Давно уж находится на заслуженном отдыхе когда‑то молоденький «избач», а руководство коллективом приняла на себя нынешний директор Боровского СМДК Алла Татаринцева. Тревожит лишь одно: неумолимый возраст берет свое, вызывая естественные опасения о будущем коллектива. Мне довелось с оказией побывать в Боровом и на месте узнать, как обстоят дела, как и о чем поется сегодняшним «сударушкам».

Из глубины веков до наших дней

Из разговора удалось узнать многое. Песни репертуара коллектива знакомы им с самого детства. Детства же, как такового, большинство из них и не видели, как не видели его все, кого ныне именуем мы «детьми войны». Впрочем, пели во все времена, особенно в трудные. Да и когда легко жилось труженикам на селе? Вот и слагали, будто легенды, песни о тяжком труде и вдовьей доле, пели обрядовые, «свадебные» и «поминальные», задорно выводили «колядки» и «любовные страдания». Именно в песне, выразительной, «отточенной» временем и мастерством исполнителей, обращались к родителям и суженому, к солнышку, дождю и земле матушке, призывали любовь, хороший урожай и отгоняли невзгоды. Песней же отгоняли нынешние певуньи, как привыкли делать их матери и бабушки, грустные думы, тоску и усталость. Даже понурые «Васили», (так почему‑то после войны называли быков», впряженных в тяжелые гарбы (телеги), понукаемые тоненькими девичьими руками, заслышав звонкую песню, начинали шустрее переставлять натруженные ноги.

Очень жаль, что нынче утрачен первоначальный смысл многих обрядовых образчиков народного творчества. К сожалению, позабыты и значение исконных цветов и орнаментов, которые использовались при изготовлении костюмов. Думается, ученым-краеведам, фольклористам и этимологам предстоит разгадать еще множество сокрытых временем загадок. Однако все, что успело дойти до наших дней, старательно берегут. Каждую песню стараются сохранить в первозданном виде, не переиначивая слова и мелодию. К слову, не говоря уже о песнях, некоторым деталям народного боровского костюма, в которых выходят на сцену исполнительницы — порядка 100 лет! Обветшавшие «сороки» (головные уборы) и «хресты» (нагрудные украшения) бережно реставрируются искусными руками руководителя кружка прикладного творчества Ольги Вишневецкой. Сам же состав «Сударушки», насчитывающий на сегодня 16 человек. Были, правда, неоднократные и даже успешные попытки «омолодить» коллектив, создав на его базе детско-юношеские группы. Но юные певуньи подрастали, заканчивали школу и вместе с песнями покидали родные места, уезжая работать и учиться. Хочется надеяться, что в скором времени вновь зазвучат в Боровом и вольются в общий хор молодые голоса, и «Сударушка» XXI века, отпустив поясной поклон благодарности тем, кто стоял у самых истоков, будет вечно звучать немеркнущими красками вечных мелодий родной земли.

1
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×