Local Logo
Новости Новооскольского городского округа Белгородской области
102.34
-1.08$
106.54
-1.41
+1 °С, туман
Белгород

«Звериный доктор». Новооскольские журналисты – о работе ветврачей и зоотехников в послевоенные годы

Корреспондент Марина Воронина разыскала забытые имена наших замечательных земляков, посвятивших всю свою жизнь, пожалуй, самой благородной стезе – ветеринарии.

Памятуя знаменитые слова академика И. П. Павлова о том, что медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач – человечество, хотелось бы вспомнить забытые имена наших замечательных земляков, посвятивших всю свою жизнь, пожалуй, самой благородной стезе – ветеринарии. В послевоенные годы Новоосколье, будучи районом сельскохозяйственной направленности, особенно нуждалось в специалистах, способных возродить, практически с нуля, такую важную отрасль, как животноводство, а посему, ветеринарные врачи и зоотехники неизменно причислялись к категории элиты и пользовались особым уважением. Представители старшего поколения наверняка помнят красивую супружескую пару, выпускников Воронежского сельскохозяйственного института – зоотехника Валерию Алексеевну Тимошенко и ветврача Анатолия Петровича Барченко, ставших живым примером беззаветной преданности избранной профессии и новооскольской земле.

На дворе – середина 80–х. По улице Гагарина неспешно идёт статный, пожилой мужчина с наградными планочками на безупречно отглаженном пиджаке, легко постукивая белой тростью. По дороге он то и дело останавливается, чтобы ответить на приветствия многочисленных прохожих, перекинуться словом–другим. Частенько просят его и о помощи или консультации, если хворает какая–нибудь животина на подворье, и он никому не отказывает. Пусть глаза едва–едва различают силуэты, мудрые и чуткие руки ветеринарного врача безошибочно распознают хворобу, способны провести необходимые процедуры и даже сделать операцию.

Фронтовика и великолепного «звериного доктора» Анатолия Петровича Барченко в Новоосколье знали и почитали, а советы его неизменно считались на вес золота. Знали и о его беззаветной преданности выбранному когда–то делу и о мужестве, с которым принимал он постепенно наступающий недуг–слепоту, ставшую последствием тяжелейшего ранения в боях Великой Отечественной. Перед трудностями и лишениями спину не гнул он никогда, держался прямо, расправив плечи, отважно принимая удары судьбы.

На фронт ушёл в декабре 1941–го, едва отметив своё 18–летие. Воевал в составе артиллерийского полка. Дошёл до Берлина. Войну закончил в звании старшего сержанта. Не единожды был награждён, но более всего дорожил самой, пожалуй, почётной солдатской медалью «За отвагу», которой удостоился в 1945–ом. Выжить в огненном аду помогали беззаветная вера в Победу и письма от любимой девушки, в которую влюблён он был ещё со школьной скамьи, с которой прошёл потом рука об руку через всю жизнь.

Супруга его Валерия Алексеевна Тимошенко была не менее известным и уважаемым человеком, чем её супруг, а имя её буквально гремело далеко за пределами Белгородчины. С мужем разделила она не только судьбу, но и профессию, а позже была удостоена высочайших профессиональных наград – почётного звания «Заслуженный зоотехник РСФСР» и ордена «Знак Почёта».

История этой пары по своему уникальна. Детство их прошло в посёлке Касторное Курской области. Подружились ещё в школьные годы. Сблизило ребят, пожалуй, особенное, деликатное домашнее воспитание, поскольку оба происходили из семей представителей интеллигенции. Оба любили читать, увлекались спортом, музыкой, (у Анатолия Петровича был великолепный музыкальный слух, он хорошо пел и виртуозно играл на струнных инструментах).

А ещё они мечтали, что когда вырастут, непременно сделают в жизни что–то очень значительное, чтобы помочь всему человечеству быть счастливыми здоровым. Даже споров по поводу выбора будущей профессии у них не возникало: оба единодушно решили посвятить себя ветеринарии. Почему именно такой выбор? А тут всё просто. Дело в том, что именно на этой благородной стезе трудилась вся семья Валерии Алексеевны. Мама её, Вера Ивановна, была зоотехником, мамин родной брат, Василий Иванович Сорокин, был удостоен звания академика в области ветеринарии, а отец Алексей Иванович всю жизнь проработал ветеринарным врачом. Довелось ему воевать и в Гражданскую, и в Первую мировую. Даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, был он призван в ряды Красной Армии, как уникальный специалист в области ветеринарии. Как ни крути, а «гужевой транспорт» был живым и очень нуждался в правильном уходе и профессиональной помощи. Немудрено, что дочь решила продолжить семейную династию, а друг её юности и одноклассник Анатолий тоже выбрал для себя эту стезю.

Уж отзвенели школьные звонки. Молодёжь стала готовить документы для поступления в вузы. Война Великая Отечественная во мгновение ока изменила все планы и надолго разлучила нашу пару. Анатолий ушёл бить фашистов, а Валерия вместе с мамой и сёстрами была эвакуирована в далёкий Казахстан. О том, как тяжело пришлось жить в эвакуации, рассказывать не любила. Вот только последствия страшного голода, от которого люди опухали, превращаясь в подобие наполненных мутной жидкостью подушек, когда в пищу шла кора деревьев, а по ночам со стен сгрызалась штукатурка, много позже дали о себе знать.

После войны влюблённые встретились и, не долго думая, вместе отправились за своей мечтой, поступив в Воронежский сельскохозяйственный институт. Она стала учиться на зоотехника, он – на ветеринарного врача. Тогда же, в студенческие годы Валерия Алексеевна и Анатолий Петрович поженились. Менять фамилию молодая супруга не стала, чем совершенно не удивила ни мужа, ни общественность. Дело в том, что в послевоенные годы врачи и учителя по статусу приравнивались к известным личностям, таким, как, например, артисты, а посему стремились сохранить индивидуальность и уникальность собственной фамилии.

С новенькими дипломами Анатолий Петрович и Валерия Алексеевна приехали по направлению работать в Великомихайловский район, где довольно долго и успешно трудились в колхозе им. Крупской. После расформирования и присоединения Великомихайловского района к Новооскольскому, были они переведены уже в Новый Оскол. Валерии Алексеевне было оказано высокое доверие возглавить зоотехническую районную службу. Если кто–то полагает, что столь высокая должность позволяла ей комфортно проводить время на кабинетной работе, то глубоко ошибается. За каждым специалистом, невзирая на уровни и ранги, были закреплены подшефные хозяйства. А это означало, что выезжать нужно было к пяти утра на утреннюю дойку, затем успеть проинспектировать доярок, ветспециалистов, лично заняться каждым животным, чьё состояние вызвало опасения или сомнения, выехать в соседние колхозы, провести ряд комплексных мероприятий, бесед, выявить ошибки, помочь их исправить, если нужно, наказать виновных, поддержать тех, кто нуждается в помощи и так далее, и так далее. А ещё в обязанности главного зоотехника районного управления сельского хозяйства входили обязанности по отбору лучших животных и специалистов и сопровождению групп передовиков на выставку ВДНХ в Москву и даже в дружественные страны социалистического лагеря. 

Понятие «карьерного роста» считалось в 60–80–ые годы чем–то неприличным. Тем не менее, в адрес Валерии Алексеевны поступали неоднократно очень лестные предложения занять руководящие должности в областном центре. Увы, но она вынуждена была отказаться. Здоровье её супруга начало ухудшаться постепенно, но неуклонно. Зрение падало катастрофически. Тем не менее, Анатолий Петрович продолжал работать вначале на новооскольской племстанции, затем перешёл в ветеринарную аптеку. Ну, а когда яркие краски мира потухли для него окончательно, возглавил он работу местного отделения Всероссийского общества слепых.

Несмотря на свой недуг, он великолепно готовил всевозможные разносолы, балуя детей, Владимира и Наталью, когда супруга должна был уехать в очередную командировку или целыми днями пропадала на своей хлопотной работе. Более того, он даже шить умудрялся, на ощупь определяя качество ткани и выдавая на швейной машинке такую ровную строчку, которой иная зрячая хозяюшка бы позавидовала. Единственное, что его угнетало – это отсутствие возможности читать, ведь далеко не все книги и периодические издания можно было отыскать в изложении на язык Брайля. Зато с удовольствием слушал, как вслух читают ему дети, да и сам частенько декламировал целые отрывки из русской классики, из которой знал наизусть великое множество произведений.

Неизменно спокойный, уравновешенный, очень душевный, деликатный человек, был он любимцем среди соседей и множества знакомых и друзей. Казалось, ничто не сможет лишить силы духа этого удивительного человека. Беда пришла, откуда и не ждали. На очередном межрайонном съезде работников сельского хозяйства, проходившем в Красной Гвардии, Валерии Алексеевне внезапно стало плохо и она скончалась ещё до приезда скорой помощи.

«Эхо войны. Голод сказался. Сосуды у неё были очень слабенькие. Жаль. Молодая ещё женщина. Всего 54. Ей бы ещё жить да жить. Так бывает. Вы мужайтесь, тут уж ничего не поделаешь»,  – с грустью констатировали доктора.

Он и мужался. Как мог. Боль свою внутри держал, не афишировал. Изнутри она его мучила, боль эта. А к боли душевной ещё и болезнь добавилась. Напрасно старались близкие сделать всё возможное для исцеления. Через три года после смерти супруги Анатолия Петровича не стало. Почти до последних своих дней пытался он быть хоть чем–то полезным людям, своим землякам, возглавляя работу местного отделения ВОС.

Теперь их души снова вместе. Смотрят они с немыслимой высоты на тех, кто был им дорог, радуются и печалятся вместе с ними, а ещё очень часто улыбаются светло: внучку–красавицу и умницу их дети назвали в честь бабушки – Валерией.

Марина Воронина

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 16:21
91% граждан слышали о бренде «Национальные проекты России»
Материал
Общество20 декабря , 09:52
Вячеслав Гладков рассказал о работе пунктов приёма подарков для военнослужащих
Материал
Общество19 декабря , 17:16
Вячеслав Гладков рассказал о вручении сертификатов на получение грантов 19 ветеранам СВО