Local Logo
Новости Новооскольского городского округа Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, дождь
Белгород

Лидия Горбатовская поделилась воспоминаниями матери о строительстве «Дороги Жизни»

25 июля 2018, 15:25Общество
Фото: hc.east-site.ru

Важнейшая транспортная артерия Великой Отечественной войны — железнодорожная ветка «Старый Оскол – Ржава».

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую сыграла в сокрушительной победе советских войск над силами фашистской Германии в боях на Курской Дуге железнодорожная ветка «Старый Оскол – Ржава». Её, построенную в кратчайшие сроки руками женщин и подростков, недаром назвали «Дорогой Жизни» — ведь именно она стала важнейшей транспортной артерией, по которой осуществлялись все столь важные и необходимые для защитников нашей Родины перевозки. Цена же, которую пришлось заплатить за неё строителям, соизмерима, разве что, с подвигом. Жаль, что неумолимое время давно уже не оставило в рядах, ныне живущих лишь считанные единицы тех мужественных людей, что приняли на свои плечи все тяготы и невзгоды нелегкого труда, кто всеми силами старался помочь фронту и приблизить Победу.

Вот как рассказывала о событиях тех дней Екатерина Голенко:

— 8 июня 1943 года Государственный Комитет Обороны поручил железнодорожным частям Воронежского фронта положить за два месяца новую линию «Старый Оскол – Ржава», протяженностью 95 километров. В её возведении участвовали сотни юношей и девушек из Новооскольского района. В их числе была и я. На тот момент мне исполнилось 19 лет. В начале июля 1943 года мне и нескольким моим молодым землякам пришла повестки на строительство железной дороги. Собирались спешно. С собой взяли миски, ложки, полотенце, одежду, лопату, еду. Мама дала мне пшено. Картошку, домашнюю лапшу, хлеб. Больше и брать‑то было нечего… Был у нас на селе извозчик дядя Гриша, которому было поручено нас сопровождать. Он вез на подводе наши пожитки, а мы – пешком следом. До самого Старого Оскола шли босиком, потому что берегли свои кирзовые тапочки – другой‑то обуви не было. Как прибыли на место, нас распределили по квартирам. Мы с подругами жили у хозяйки в сенях, а спать приходилось на соломе. Впрочем, уставали так, что даже эта «постель» казалась нам самой мягкой на свете. Поначалу хозяйка готовила нам из наших продуктов. Потом наладилось снабжение, и еду стала подвозить полевая кухня три раза в день. Питание было, конечно, скудным, но никто не жаловался – война… Осознание того, что мы вносим свой вклад в победу, придавало сил.

Фото: www.army.lv

«Рабочий график» строителей Екатерина Петровна описывала так:

— Работать приходилось с утра до позднего вечера. Местность была лесистая, и нужно было выкорчевывать пни, что очень затрудняло работу. Вначале нужно было расчистить местность, затем – сделать земляную насыпь, на которую железнодорожники укладывали шпалы и рельсы. Носилки с землей были тяжеленными и часто ломались. Но и тогда мы не останавливались и продолжали носить землю прямо в фартуках. На руках мозоли, на ногах – кровоподтеки и ссадины. Тапочки, которые мы так берегли, развалились через неделю. Даже наш короткий ночной отдых зачастую отменялся. Налетали вражеские самолеты, пускали световые ракеты и бомбили. Некоторые из моих товарищей были убиты или тяжело ранены. До сих пор не могу понять, как же мы, полуголодные, оборванные, буквально падающие от изнеможения, все‑таки смогли не просто уложиться в срок, а закончить все работы за 32 дня вместо двух отпущенных нам месяцев.

Впечатления о чувствах, которые ипытали строители «Дороги Жизни» навсегда остались одними из самых ярких воспоминаний Екатерины Голенко.

«Никогда не забуду то всеобщее волнение, когда наконец‑то по Нашей дороге двинулись первые поезда. Все очень опасались из‑за того, что земля была плохо утрамбована, но все прошло благополучно. Рельсы гнулись и стонали. Не гнулись и не стонали только мы, совсем молоденькие, оборванные, тощие и грязные строители. Смеясь и плача от радости, смотрели мы на дрезины и поезда, двигавшиеся по новой дороге, и верилось нам, что идут они прямо к Победе, в которой есть и маленький вклад каждого из нас», — говорила она.

Что потом? Сразу же после окончания строительства железной дороги екатерина Петровна вернулась домой и в том же 1943 году стала работать учителем начальных классов в х. Красный Колос. Затем учила она грамоте сельских ребятишек в х. Калиновка Старобезгинского сельсовета, чуть позже – в х. Зубовка, (ныне х. Мосьпанов), Большеивановского сельсовета. Затем жила в Новой Безгинке и учительствовала в Николаевской школе. Ее общий педагогический стаж составил 50 лет, и на протяжении полувека познавали под ее руководством маленькие грамотеи не только азы чтения, письма и счета. Екатерина Петровна щедро делилась с ними знаниями и опытом своего сердца, своей судьбы, передавая, словно по наследству, любовь к Родине, искреннюю преданность своей родной земле и великую благодарность к тем, кто когда‑то сделал все, чтобы сияло над ней только мирное небо.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Марина Воронина
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 09:52
Вячеслав Гладков – о реализации нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» в Белгородской области
Материал
ОбществоВчера, 09:39
Полицейский из Белгородской области получил награды за победу в конкурсе «Народный участковый»
Материал
Общество21 ноября , 16:21
Вячеслав Гладков: более 160 тыс. пациентов получили помощь с начала работы «Поездов здоровья»