И какой мальчишка не мечтает порулить на авто? А на большой машине тем более… Николай Сидоренко – не исключение. Ученику Великомихайловской школы повезло. Отец трудился на тракторе, зато родные дяди – водители, среди которых были даже дальнобойщики. Уже в восьмом классе дядя Саша Сидоренко давал порулить на ГАЗ-53 племяннику, развозя обеды полеводам. В поле ни перекрёстов, ни ГАИ, но все равно подросток вёл автомобиль безупречно, на зависть всем пацанам.
Всё шло к тому, что с профессиональным выбором Николай должен был определиться. После школы немного поработал на белгородском заводе «Металлоконструкций», получив специальность электромонтажника, но потом по путёвке военкомата, закончив курсы водителей, стал шофёром. После армии трудился в строительных организациях, возил на стройки грузы, людей.
И вот судьба привела его в ООО «Агромакс». Руководству уже были известны и опыт, и умение молодого водителя, но испытательный срок на УАЗике всё равно был ему установлен. Он прошёл его успешно. И вот ему доверен Супер-МАЗ и длительные командировки. Первая в Урюпинск Ростовской области: 400 км пути. Бывалые водители говорят «это рядом», но молодому шофёру они стали начальной школой дальней поездки.
Сегодня, если перенести все маршруты Николая на карту – это будет и Украина, и Белоруссия, и Челябинск, и Краснодар, Европа и Азия. Сейчас Сидоренко рассекает автотрассы на более совершенном немецком большегрузе DAV– 05 c мотором в 460 лошадиных сил.
Утомительной дорогу Николай не считает, тем более, что нынешние современные трассы несопоставимы с теми, что было даже в начале 21 века. Появляются транспарки с комплексным сервисом, где и душевые, и парикмахерские, и столовые. В России больше 9 часов за рулём находиться нельзя, а это где – то 500 км. Через 4,5 часа – часовой отдых. За этим следит прибор – самописец-тахограф, он чётко контролирует режим труда и отдыха водителя. Отклонись он от заданной нормы – будет штраф. А ещё комфортней езда дальнобойщиков «за границей».
«В Италии, например, через 25 км спецпарковки, дорога позволяет и разрешает преодолеть 800 км за 10 часов»,- рассказал Николай.
Непредвиденные ситуации, конечно, бывают, но если хорошо подготовлен автомобиль, то от них водитель застрахован. Хотя случается на трассе встретить на обочине беспомощный длинномер. Любой дальнобойщик обязательно остановится, предложит посильное участие, поделится съестным, если бедолаге предстоит долго ждать техпомощи. Такой вот народ эти покорители тысячекилометровых трасс.
«В конце 90-х были случаи похуже… Это когда на стоянке „тёмные личности“ (возможно со „стволами“ под полой плащей), требовали мзду за проезд по дороге. Было это в Башкирии. Приходилось отдавать деньги, отпущенные на командировку. Удавалось поторговаться, уменьшив размер дани. Руководитель потом входил в ситуацию, сам бывал иногда в роли дальнобойщика и компенсировал ущерб. Но это было давно и, надо думать, в лихом прошлом», — продолжил свой рассказ Сидоренко.
Спрашивать Николая, любит ли он свою профессию, неуместно. Ведь он уже после первой недели отпуска скучает по баранке и проносящимися в окне кабины видам большой территории нашей матушки – земли. Жена Елена понимает супруга и всё делает для того, чтоб он в дороге скучал по семейному уюту, любви, теплу и заботе. Две дочки уже взрослые и все водят собственные авто. Кто учил? Улыбается… И так понятно, конечно, папа.
Водитель – дальнобойщик профессия, можно сказать, лишённая лирических сантиментов. Но в жизни Николай Сидоренко очень романтичный и азартный человек, любящий рыбалку и грибную охоту в лесной красоте Новооскольского края.