Вперед Новооскольская газета

Новооскольские учителя-логопеды – о речевой подготовке детей к школе в семье

5 августа , 07:42Общество

Они дали практические советы родителям.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей. Это – устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи и чтения.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речь – это форма мышления. Основная её функция  – общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от трёх до семи тыс. слов.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи. Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» – «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» – «А что есть у дерева?» – «Корень, ствол, ветки, листья…». Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно–зелёный, светло– коричневый и т. д.).Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой–то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Есть какие-то игры для развития речи?

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» – «Дом, дерево, человек…» – «А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» – «Река, улица, лента…»– «А что шире – ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Гладким? Круглым?

Что ещё может помочь развить речь ребёнка?

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребёнок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней. Необходимо учитывать важность речевого окружения малыша. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо активно способствовать накоплению словарного запаса детей. Хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Сюжеты: Интервью