Сотрудники Новооскольской ЦРБ и сетевого издания «Вперёд» подготовили совместный проект «Актуальная беседа». В его рамках мы продолжаем публикацию цикла бесед с врачом-психиатром Еленой Малеевой. В этот раз мы решили поговорить о волонтёрах и СВО, а также о том, какие способы борьбы со стрессом может применить каждый, а когда необходимо обращаться к специалисту.
Волонтёры и добровольцы сегодня сталкиваются со сложными ситуациями, иногда негативными и даже трагическими, с болью. Как научиться абстрагироваться, и нужно ли это делать?
Нельзя от этих ситуаций абстрагироваться. Волонтеры поэтому и помогают, что они погружены в эти ситуации. В волонтерское движение идут глубоко мотивированные люди, это помогает справляться с психологическими нагрузками. А вот как выходить из них, отсоединяться от психотравмирующих ситуаций обучают психологи. С волонтерами работают специалисты. После определенного времени выполнения задач волонтёры должны проходить реабилитацию. Повторюсь, волонтерам необходима психологическая помощь.
Есть ли «домашние» способы восстановления после стрессовых ситуаций — уборка, физические упражнения, отдых. Что посоветуете? Как переключиться?
Давайте попробуем немного поговорить о механизме стресса, чтобы понять «как уйти от него», или скорее, как избежать последствий. Представим древнего человека – нашего пра-пра-пра...дедушку. Идёт он, а на тропинке, по которой он идёт, древний лев. Дедуля боится, у него в организме меняются биохимические процессы, начинают вырабатываться определенные гормоны, учащается сердцебиение, чтобы насытить мышцы кислородом, повышается давление… Наш древний человек готовится к одному из двух возможных вариантов действий: спастись бегством от льва или сражаться и убить угрозу для своей жизни.
В любом случае – это интенсивное движение с работой практически всех групп мышц, затратой огромного количества энергии и самое главное – изменением биохимических процессов (назовем это возврат их на мирные рельсы). Будем надеяться, что любой из выбранных дедушкой вариантов привел его к успеху.
Теперь переносимся в наше время. Человек сидит на диване и получает стресс от просмотра негативной информации по телевизору. При этом он реально боится за свою жизнь и жизнь родных, беспокоится за свою карьеру или за свое благополучие. Человек ощущает угрозу. В организме запускаются те же самые процессы, что и у древнего человека. Наш организм готовит нас к действию: бежать или драться. И что… Человек продолжает сидеть на диване. В результате: гипертонический криз или сердечный приступ, или язва в желудке и еще масса неприятностей, которые могут возникнуть из-за того, что человек поместил себя в ситуацию стресса, организм отреагировал, а человек не выполнил генетически заложенную в нас программу. Всё – к доктору.
Поэтому первое правило борьбы со стрессом – это физическая активность. Не важно по большому счету какая. У моего учителя профессора психиатрии в рекомендациях присутствовала такая фраза: «Физические упражнения до мокрой насквозь футболки». Для каждого человека физическая нагрузка должна быть своя, но «до насквозь мокрой футболки».
Биохимию в организме на мирные рельсы поставили, теперь займемся «послевкусием» от стресса. Человек ведь успел и эмоциональный фон испортить. К слову нужно сказать, что сами физические нагрузки, особенно регулярные, приносят удовольствие. Есть даже такое понятие как «мышечная радость». Но можно усилить любой деятельностью, приносящей удовольствие: просмотр фильмов, хорошая музыка, хобби, прогулка с приятными вам людьми. К слову, посмотрите сколько у нас в городе и районе появилось мест для занятий спортом, прогулок. Как преображается наш любимый Оскол. Было бы здорово, если бы мы всю эту красоту берегли.
Обращение к специалисту, когда стоит это сделать?
Согласно определению ВОЗ, психическое или ментальное здоровье – это состояние благополучия, когда человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества. Проще говоря, психически здоровый человек способен приспосабливаться к данной реальности и решать, возникающие проблемы.
Получается, что, если человек чувствует себя неблагополучно: у него есть жалобы на состояние здоровья, он прошёл обследование у семейного врача и соматических причин его жалоб не выявлено, нужно обратиться к врачу-психиатру.
Кроме того, если человек не может самостоятельно справляться с жизненными стрессами, которые вызывают у него тревогу, нарушают сон, аппетит, работоспособность и психологическая коррекция не помогает — нужно обратиться к врачу-психиатру.
Если поведение человека не укладывается в общепринятые нормы и наносит вред ему или окружающим — нужно обратиться к врачу-психиатру.
Абсолютно необязательно, что визит к психиатру закончится установлением психиатрического диагноза и назначением лечения. К сожалению, у нас в больнице нет таких специалистов как клинический психолог и психотерапевт, поэтому нередко их работу приходится выполнять психиатру.
У нас такой менталитет, что к врачу мы обращаемся в последний момент. Стыдно ли обращаться за помощью к психиатру?
Я работаю в Новооскольской ЦРБ работаю уже 25 лет. За эти годы значительно изменилось отношение моих земляков к психиатрической службе. Не могу сказать, что часто сталкиваюсь с предвзятым отношением к психиатру. Чаще возникает непонимание, когда я пытаюсь направить на дообследование к другим специалистам пациента («зачем это нужно, Вы же психиатр, Вам зачем»). Приходится объяснять, что я тоже врач, и наша психика не отделима от тела по той простой причине, что является продуктом деятельности организма.
По Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь осуществляется только при письменном согласии пациента или по постановлению суда, разрешающему недобровольное освидетельствование пациента врачом-психиатром. Существует два вида наблюдения: диспансерное — в народе его называют «учёт у психиатра», на котором состоят пациенты с тяжелыми психическими расстройствами, нуждающиеся в регулярном осмотре врачом, назначении лечения и контроле за лечением, и консультативно-лечебная помощь, за которой пациенты обращаются самостоятельно, никто их не разыскивает, а если человек не приходит на прием более года, консультативно-лечебное наблюдение прекращается, и медицинская карта убирается в архив.
Сегодня большая часть пациентов обращаются за психиатрической помощью самостоятельно и не считают это постыдным. Кроме того, ежегодно более 300 человек снимаются с консультативного наблюдения (повторюсь, если они не обратились в течение года).
Возникают ли социальные ограничения у человека после обращения к психиатру?
Как Вы думаете, если у человека воспаление легких, исчезнет ли оно, если человек к врачу не пойдет? А изменится ли его состояние от того сделают ему рентгеновский снимок или нет? У человека как была пневмония, так она и будет, не зависимо от того поставят ему диагноз или он за помощью не обратится. Так и с психическим расстройством. Если у человека есть ментальное расстройство, оно будет у него не зависимо от того обратился он за помощью или нет.
Не бойтесь обращаться в наше медучреждение за помощью. Как правило, к психиатру открывают дверь тогда, когда уже пытались справиться самостоятельно, обращались к другим специалистам, а зачастую и по «бабкам» прошлись. К сожалению, это только затягивает и утяжеляет состояние.
Социальные ограничения (разрешение на оружие, право управления автотранспортом, определенные виды работ, годность службы в армии) зависят не от учёта, а от наличия и степени выраженности психического расстройства.
Большое спасибо за беседу!