В канун Дня сотрудника внутренних дел Российской Федерации гостем нашей редакции стал майор полиции, начальник ИВС УМВД России по Новооскольскому городскому округу Александр Прокопенко. Более 20 лет отдано им службе в правоохранительных органах. Более 20 лет – бесценного опыта, кропотливого труда, личностного становления и нелёгкого груза ответственности за безопасность и покой своих земляков. Многие из наших читателей хорошо знают нашего героя в лицо уж если не по службе, то наверняка видели его портрет на Доске Почёта. Сегодня же Александр Анатольевич выкроил немного времени из своего плотного графика и любезно согласился заглянуть к нам «на огонёк» и рассказать о себе.
Александр Анатольевич, что повлияло на ваш выбор профессии? Детская мечта или, может быть, кто-то из близких стал примером для подражания?
В моей семье я стал первым, кто выбрал службу в правооранительных органах. Что же касается мечты, то, скорее, это был уже вполне осознанный выбор в подростковом возрасте. Дело в том, что отец моего закадычного друга детства работал участковым-уполномоченным. Образ человека в форме, работа которого – защищать людей и служить делу правды и справедливости, стал для меня своего рода эталоном. Где-то уже в старших классах я стал видеть своё будущее именно таким. Видел себя чуть ли не супергероем, служба которого и опасна, и трудна, а трудовые будни – сплошная романтика. После школы поступил в Белгородский юридический институт МВД России по специальности юриспруденция. Собственно говоря, мог бы связать свою дальнейшую судьбу с любым направлением, скажем, той же адвокатской практикой, но выбрал «работу на земле» и пришёл в сентябре 2002 года в подразделение уголовного розыска Новооскольского РОВД оперуполномоченным.
Ну и как? Романтика была? Перестрелки-погони, злодеи, благодарные слова спасённых от беды? Получилось стать супергероем?
Откровенно говоря, вся «мечтательная шелуха» с меня очень быстро облетела, когда пришлось столкнуться с нашими обычными буднями. Реалии заставили спуститься с небес на землю. Знаете, когда долгими часами сидишь в засаде под дождём и снегом, образ супергероя как-то меркнет. Зато приходит совершенно другое ощущение – Работы. Да. Именно обычных рабочих будней, когда ты уже не принадлежишь самому себе, а просто выполняешь свой долг. Трудно ли было? Конечно, порой, не просто. Только эти трудности ещё больше укрепили меня в том, что я правильно принял решение, выбирая профессию.
А какой-нибудь особый случай не припомните?
На мой взгляд, каждый случай, когда пострадали люди, уже особый. Помню, поразило меня особым цинизмом нападение на ветерана Великой Отечественной войны. Подонки польстились на его боевые награды и стариковскую пенсию. Казалось бы, что даже следов грабителей отыскать не удастся, но для нас это дело стало делом чести. Путём методической отработки всего окружения потерпевшего нам всё-таки удалось вычислить фигурантов, а потом и задержать, восстановить справедливость и порядок.
А что для вас означает понятие «порядок»?
Порядок для меня – это наша реальность, которую мы создаём сами, и только от нас зависит, какой она будет.
Что самое сложное в вашей работе?
Пожалуй, найти должное понимание со стороны населения. Чаще всего для людей совершенно неважно то, что мы такие же живые люди, как и они. Главное для них – личная безопасность, которую обязан обеспечить человек в форме. Сейчас, когда идёт спецоперация в Украине, понятие безопасности стало особенно актуальным. Сами понимаете, насколько в последнее время сместились акценты. Огромную сложность представляет собой, разумеется, и так называемая информационная война. Участились и случаи телефонного мошенничества. Увы, стратегия хаоса, который пытается создать в головах и жизни людей Украина, зачастую заставляет собирать её горькие плоды. Стараемся регулярно информировать население о мошенничестве, о беспилотниках, о противопехотных минах типа «лепестки» и других модификаций. Помимо разъяснительных, проводим досмотровые мероприятия, начиная от транспортных средств и подозрительных граждан, заканчивая сигналами с мест.
Как долго пришлось вам прослужить в подразделении уголовного розыска?
С самого начала службы и вплоть до 2016 года. Дослужился вначале до старшего опер-уполномоченного, затем до начальника подразделения. С 2013 по 2014 год довелось побывать в командировке в Чечне. Ханкала запомнилась, наверное, навсегда. Служба моя проходила в первом Управлении Северо-Кавказского региона. Нашей задачей было оказание содействия, помощи и контроля всем подразделениям, всем территориальным единицам Чечни и Дагестана. Говоря официальным языком, мы выполняли задачу по содействию в уровне развития и выполнения функций полиции на местах на тот период.
Бесконечные дежурства, командировки, рабочий график «24 на 7», неизбежный риск. А как ваша семья относится к такой непростой вашей работе?
Нормально относится. С полным пониманием, мы ведь с моей супругой Светланой на работе и познакомились. Она у меня следователь юстиции, и хоть специфика службы у нас несколько разная, о том, что такое будни человека в форме она знает не понаслышке. Наши дочери Анастасия и Алина тоже прекрасно понимают, какая хлопотная работа у мамы и папы, поддерживают нас, помогают. Уже настоящими хозяюшками выросли, стараются «обеспечить тыл». Так что дома нас всегда ждут и чистота, и вкусняшки, которые девчонки сами научились готовить. Так что «домашняя реальность» у нас замечательная. Жаль, что не удаётся вместе проводить столько времени, сколько хотелось бы, но мы всё равно стараемся использовать каждую свободную минутку.
На сегодняшний день вы являетесь начальником ИВС УМВД России по Новооскольскому городскому округу. Насколько изменилась ваша жизнь по сравнению с теми временами, когда вы работали в уголовном розыске? Стало ли спокойнее?
Работу подразделения ИВС я возглавляю с 2016 года. Честно говоря, раньше думал, что там вообще делать ничего не нужно особенного. В течение первого же года в этой должности понял, насколько ошибался. Обеспечить безопасность и нормальную психологическую атмосферу среди арестованных и заключённых – очень непростая задача. Контингент ведь к нам поступает самый разный, а поэтому нужно искать и индивидуальный подход, и слова нужные вовремя подобрать, чтобы беды не случилось. Зачастую приходится защищать людей от самих себя. Тут мало быть просто психологом, нужно прочувствовать каждого, понять, чем человек дышит, на что способен, оградить его самого и других от ошибок, которые потом уже не исправить.
Скажите, а за два десятка лет работы вы не ощущаете усталости и профессионального выгорания?
Устаю, конечно. Я же живой человек. А вот что касается профессионального выгорания, то нет. Я ведь по выслуге лет уже могу уходить в отставку на заслуженный отдых, вот только чувствую, вижу, что не всё еще сделал из того, что могу, знаю, что годы службы только закалили меня, дали уникальный опыт, который, надеюсь, ещё послужит людям.
Так кем и каким стал мечтательный подросток? Каким вы себя видите сейчас с высоты пройденных лет?
Кем? Человеком в форме, который пришёл защищать, охранять, помогать. Каким? Пусть лучше другие ответят на этот вопрос. Со стороны легче судить.
Скажите, а у вас есть какое-то хобби или занятие «для души»?
Самое лучшее занятие для души - это время, проведённое с семьёй. А так спортом увлекаюсь, люблю мяч на досуге погонять. Только, знаете, я каждый сегодняшний день на завтрашний ориентирую, чтобы порядок во всём был. Поддерживать хорошую физическую форму – это не хобби, а обязанность того, кто пришёл в эту жизнь, чтобы помогать людям. Что ты будешь делать, если не хватит у тебя сил и подготовки, когда нужно будет встать на чью-то защиту? К слову, я и многие мои коллеги стараемся помогать другим не только по службе. Например, мы частые гости на Новооскольской станции переливания крови. Не так давно мне даже вручили удостоверение Почётного донора.
Что же самое главное в вашей работе?
Думаю, что честность. Прежде всего, перед самим собой нужно быть всегда честным. Тогда и другим лгать не станешь.
Каким вы видите день завтрашний? Ну, хотя бы в мечтах?
Моя служба давно уже избавила меня от розовых очков, поэтому для меня мечты – это поставленная перед собой задача, которую нужно выполнить. Ну, а если о дне завтрашнем… Я его вижу мирным. Хочу, чтобы мир был и вокруг нас, и внутри нас, чтобы дети счастливы были и росли под мирным небом. Об этом сейчас все мечтают. Значит, так и будет, а мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы мечты эти стали реальностью.