Не удивимся, если вы уже слышали о телефонном мошенничестве, о различных способах воровства с банковских карт. К сожалению, ни один человек не застрахован от таких ситуаций, и стать жертвой аферистов может каждый. Именно поэтому в новой рубрике «ЦБ рекомендует» специалисты рассказали о том, как мошенники научились подделывать телефонные номера, что делать, если звонят из банка и задают подозрительные вопросы.
— Алло.
—Здравствуйте, Мария Ивановна! Вас беспокоит служба безопасности банка. Мы заметили сомнительную операцию с вашим счётом. Нужно срочно заблокировать карту, ввести новый пароль и данные для личного кабинета.
Во всех случаях начало разговора начинается именно с этих слов типичного телефонного мошенника с потенциальной жертвой. Человек, несомненно, будет озадачен и уверен, что ему хотят помочь. Вежливый и спокойный менеджер банка обращается по имени, называет последние цифры карты и даже может озвучить остаток по счёту. Последним аргументом часто является номер, который определяется, как телефон службы поддержки кредитной организации. Сомнений быть не может – нужно срочно блокировать карту и действовать.
Именно в этот момент вы можете стать жертвой мошенничества. Знайте, что ни определившийся номер, ни осведомлённость собеседника – это не гарантия того, что с вами разговаривает сотрудник банка. В первую очередь, вас должна насторожить излишняя убедительность звонившего.
«Сегодня мошенники научились подделывать телефонные номера банков, применяя специальное программное обеспечение», — отметили в новой рубрике «ЦБ рекомендует» специалисты банка.
Существует несколько основных признаков того, что звонят телефонные мошенники. Во‑первых, звонок поступает поздно вечером или рано утром в выходной день, чтобы человек не смог сориентироваться. Во‑вторых, звонящий говорит о подозрительной операции, требующей неотложных действий. Искусственно создаётся стрессовая ситуация. «Клиента» торопят и запугивают, давят на эмоции, угрожают, что деньги с карты вот-вот снимут. В‑третьих, под предлогом заботы о сохранности средств спрашивают данные карты, пароль от личного кабинета или просит ввести на телефоне код для совершения операции. Собеседник говорит быстро, уверенно, оперирует профессиональными терминами и даже на фоне разговора слышны звуки оживлённого колл-центра.
Чтобы не стать жертвой мошенничества, нужно следовать простым советам. В первую очередь, необходимо попросить звонящего представиться, уточнить структурное подразделение, деликатно прервать разговор и самим перезвонить в банк. Нельзя перезванивать на входящий номер, а стоит набрать телефон горячей линии, который указан на обороте платёжной карты.
Очень важно никогда и никому не называть коды из смс, пин-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте, не переходить по предложенным ссылкам из сообщений «от банка». Стоит называть проверочное слово для идентификации клиентов только в том случае, если вы сами обращаетесь в банк. Не стоит поддавайться провокациям и спешить — настоящий банковский служащий никогда не станет «подгонять» клиента.
«По закону банки обязаны возвращать денежные средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя сообщил о произошедшем. В том случае, если произошло несанкционированное списание, нужно скорее позвонить в банк и сообщить о мошенничестве. Далее нужно обратиться в местное отделение и взять выписку по счёту, написать заявление о несогласии с операцией», — пояснила заведующая сектором платёжных систем и расчётов Отделения Белгород Банка России Ольга Авершина.
Если вы или ваши близкие попали в неприятную ситуацию, необходимо сразу обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. Часто в этом случае люди решают не писать заявление. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные. Однако, обращаться в полицию необходимо — чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлечь их к ответственности.