К весне 1943 года ситуация на фронте стабилизировалась, и противоборствующие стороны стали готовиться к решающей схватке. Немецкое командование планировало использовать выгодное для себя положение линии фронта в районе Курска и приступило к подготовке двух встречных ударов: южнее Орла и севернее Харькова в общем направлении на Курск. Целью операции являлось окружение и уничтожение войск Центрального и Воронежского фронтов, занимавших Курский выступ, и обеспечение свободы действий на Московском направлении. План получил кодовое наименование «Цитадель».
Советское командование, своевременно раскрыв план немецкого наступления, приняло решение о переходе войск двух фронтов к обороне. Их главной задачей являлось измотать противника активными оборонительными действиями, а затем, перейдя в контрнаступление, разгромить их. С этой целью было приняло решение усилить авиационную группировку 2-й воздушной армии, прикрывающей войска Воронежского фронта с воздуха, за счёт переброски авиационных соединений с других фронтов, а также из резерва.
Одной из таких частей был 800-й штурмовой авиационный полк, входивший в состав 292-й штурмовой авиадивизии 1-го штурмового авиакорпуса, действовавшего до конца марта 1943 года в составе войск 3-й воздушной армии на Калининском фронте. Полк получил задачу в составе корпуса перебазироваться в район Белгорода. Совершив многокилометровый перелёт, лётный и часть технического состава полка 20 апреля 1943 года приземлились на полевом аэродроме у села Солонец — Поляна (Козловский участок), западнее города Новый Оскол. Остальная часть технического состава, штаб и прочие вспомогательные службы должны были прибыть к месту новой дислокации в первой декаде мая по железной дороге. Этот аэродром был выбран для базирования полка на период подготовки и участия в Курской битве.
Как свидетельствуют архивные документы, аэродром базирования был выбран удачно с точки зрения естественной маскировки. Вокруг был лес, и за все время пребывания полка на него не было совершено ни одного налёта вражеской авиации. Лётный и технический состав полка разместились в землянках, в непосредственной близости от аэродрома. Были оборудованы стоянки для самолётов, полигон для обучения лётного состава новым приёмам ведения воздушного боя и бомбометания. На опушке леса под деревьями была оборудована столовая. В овраге в глубине леса разместился штаб.
К весне 1943 года 800-й штурмовой авиационный полк считался уже закалённой в боях, опытной и хорошо организованной частью. Командиром полка был подполковник А. И. Митрофанов, начальником штаба — Е. С. Иванов, замполитом — П. Ф. Поляков, штурманом М. И. Степанов, 1-й эскадрильей командовал старший лейтенант М. С. Малов, 2-й — С. Д. Пошивальников, 3-й — Б. Ф. Шубин. Многие лётчики полка имели за плечами почти двухгодичный опыт боев на различных фронтах Великой Отечественной войны, были награждены орденами и медалями. Полк почти полностью был укомплектован новыми двухместными штурмовиками Ил-2.
Уже в первых боевых вылетах лётчики начали успешно решать поставленные перед ними задачи. Так, 6 мая 1943 года, взлетев на рассвете с аэродрома Солонец — Поляна, две группы Ил-2, ведомые штурманом полка М. И. Степановым и старшим лейтенантом М. П. Одинцовым нанесли удар по Харьковскому аэродрому, на котором находилось большое количество самолётов противника. Всего в результате налёта было уничтожено на земле 10 самолётов, взорван склад с боеприпасами.
В течение мая полк совершал боевые вылеты на разведку в тыл немецкой группировки, доставляя командованию ценные сведения о движении резервов противника на участке войск Воронежского фронта. Штурмовики также наносили удары по артиллерийским позициям и складам в районе Белгорода.
Короткие промежутки между боями лётчики использовали для совершенствования приёмов воздушного боя. Так, в начале июня по приказу командира 1-го штурмового авиакорпуса генерала В. Г. Рязанова состоялось занятие на тему «Бой штурмовиков с истребителями». Базой для проведения занятий был выбран аэродром 800-го штурмового авиаполка Солонец — Поляна, куда съехались представители всех штурмовых и истребительных полков, входивших в состав корпуса. На глазах присутствующего командования было проведено несколько учебных боев, в которых лётчики-штурмовики отрабатывали приёмы ведения боя с истребителями противника.
С началом Курской битвы, 5 июля 1943 года, лётчики авиаполка наносили штурмовые удары по войскам противника, пытавшимся прорвать оборону наших войск на Обояньском направлении. Делая по нескольку вылетов в день, они громили вражеские танковые клинья в районах Сырцово, Лучки, Большие и Малые Маячки, Кочетовка, Мелехово, Прохоровка.
Особого мастерства требовали удары по переднему краю войск противника, которые находились в непосредственной близости от наших войск. Нельзя было допустить ни малейшего просчёта, чтобы не нанести удар по своим обороняющимся частям.
В боях на Белгородском направлении отличился лётчик 800-го штурмового авиаполка Александр Иванович Гридинский. При штурмовке живой силы и техники противника в районе Лучки — Яковлево зенитным огнём был повреждён самолёт командира эскадрильи, лейтенанта С. Д. Пошивальникова и он совершил вынужденную посадку у линии фронта. Видя это, Гридинский приземлился рядом, под обстрелом противника перетащил в свой самолёт раненного Пошивальникова и доставил на свой аэродром.
Участвуя в разгроме немецкого наступления, отличились лётчики полка: Ченышев, Чура, Александров, Горбачев, Петров, Шитов, Потехин, воздушные стрелки Белоконный, Грановесов, Джанзаков, Юнас. В боях на Курской дуге получили боевое крещение молодые лётчики, недавно прибывшие в полк перед самым началом боевых действий: Щапов, Молчанов, Туев, Щенников и другие.
Особое уважение однополчан и командования заслужил молодой лётчик Талгат Бегельдинов. Вернувшись в строй после ранения, с началом немецкого наступления на Белгородском направлении он совершал по 2 – 3 вылета в день, успешно выполняя поставленные перед ним задачи. Часто летал на разведку в тыл противника, принося исключительно ценные сведения для командования авиакорпуса. За проявленные отвагу и мужество Талгат Якубекович впоследствии был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза. С 31 августа 2012 года, после смерти маршала авиации Александра Ефимова, он являлся единственным живым дважды Героем Советского Союза, получившим «Золотые Звёзды» за подвиги во время Великой Отечественной войны. Ушёл из жизни 10 ноября 2014 года, похоронен в Казахстане.
В кровопролитных схватках с врагом не обходилось и без потерь. 8 июля при вылете на боевое задание погиб в авиационной катастрофе командир 1-й авиационной эскадрильи Михаил Семенович Малов и воздушный стрелок Ефим Егорович Борисов. Указом от 28 сентября 1943 года Михаилу Семеновичу Малову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
«Взлетая с аэродрома Солонец-Поляна у него отказал мотор. Самолет прорубив крыльями небольшую просеку, врезался в дерево на склоне оврага рядом с аэродромом. Оба похоронены в братской могиле в центре города Новый Оскол», — рассказал краевед Андрей Назин.
14 июля, нанося удар по вражеской бронетехнике между Сев. Донцом и Беленихино, погиб командир 3-й эскадрильи Борис Федорович Шубин. На повреждённом, почти неуправляемом, самолёте он врезался в скопление танков противника, изготовившихся для атаки, тем самым повторив подвиг Николая Францевича Гастелло.
После завершения оборонительных боев лётчики полка продолжали поддерживать с воздуха наступающие войска Степного фронта, нанося удары по отступающему противнику. 5 августа 1943 года был освобождён Белгород. За проявленные героизм и мужество в Курской битве, участие в освобождении города Белгород многие лётчики, воздушные стрелки и технический персонал полка были награждены Правительственными наградами.
После освобождения Белгорода, двигаясь в юго — западном и западном направлениях, наши войска продолжали освобождать населённые пункты Курской (ныне Белгородской) и Харьковской областей. Линия фронта все дальше удалялась от аэродрома базирования полка Солонец — Поляна.
В середине августа 1943 года полк получил приказ перебраться на новое место базирования — западнее города Валуйки. В дальнейшем лётчики полка принимали участие в освобождении Харькова, форсировании Днепра и в боях на территории Правобережной Украины. В феврале 1944 преобразован в 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк. В составе войск 2-го и 1-го Украинских фронтов полк освобождал Молдавию, участвовал в боях на территории Польши и Германии, отличился при штурме Берлина.
Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне лётчики полка совершили 12 мая 1945 года на Прагу. После окончания войны 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк входил в состав западной группы войск, базировался недалеко от Вены и был расформирован в августе 1946 года.