В Святую Рождественскую ночь за Божественной литургией мы прославляем Богомладенца Христа как Всесильного Бога, Который есть Свет вечности, воссиявший для людей, живущих в стране мрака. Пророк Исаия называет Его Владыкой благоденствия, ибо Он утвердит справедливость и праведность и даст Своим пришествием Великую радость (Ис. 9, 2–7).
Каждый год на праздник Рождества мы спешим в дом Божий, чтобы вырваться из сумрака земных невзгод, увидеть свет Вифлеемской звезды и отогреть свои замерзшие души у яслей Богомладенца. Но как может беззащитный Младенец согреть всё человечество, ведь мы стремительно теряем веру в Бога да и саму человечность тоже? Казалось бы, человечество со временем становится всё «могущественнее», пытаясь познать тайны устройства Вселенной и окружая себя техническими новшествами, мечтая продлить свою жизнь через научные достижения. Почему же всё это в нашей реальности тщетно?
Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, которое говорит о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). Душа человека бессмертна и по природе своей – христианка, поэтому она все время ищет Христа, Божественный свет Которого разрушает наше «окаменелое бесчувствие», помогает освободиться от безразличия и теплохладности, выводит нас из‑под власти безнадежности, рабства и отчаяния.
Бог стал Человеком и тем самым явил нам Свое величайшее смирение. Он принял на Себя наши слабости, наши страхи, наши безрассудные желания и бесполезные искания. Он предстал пред нами Младенцем, нуждающимся в защите, нежности, заботе Матери, чтобы Самому от колыбели пройти весь трудный путь человека.
Всещедрый Бог Отец обратился к нам через века, поправ развращенность человеческого рода, послав Сына Своего Единородного, чтобы мир через Него был спасен (Ин. 3, 17). И сегодня каждый из нас чувствует потребность обнять Младенца, испытать умиление – это почти забытое нами чувство, – сопровождаемое тихой радостью и безграничной любовью.
Нашим сердцам и всему миру недостает простой человеческой нежности и доброты. Мы боимся открыть двери своего сердца, опасаясь чуждого проникновения, так часто приносящего боль и опустошение. Но в Рождественскую ночь, взирая на Богомладенца, мы чувствуем Его любовь, осознаем, что Он нашел нас, понял нас, стал подобным нам и согрел светом Своего милосердия. А сможем ли мы ответить Ему тем же? Каждый из нас обязательно должен спросить свое сердце, способно ли оно дарить подобный свет нашим ближним? Способны ли мы, оставить свою надменность, эгоизм, раболепие перед сильными мира сего и принять Богомладенца Христа, Который окружил нас Своей любовью?
Нас все время зовут переустраивать мир, предлагая грандиозные новации или пугая мрачными прогнозами и гибелью. Но чаще всего у этих «зовущих» в душе пустота, там нет любви, им не нужен Свет, потому что они возлюбили тьму и, как сказано в Евангелии от Иоанна: Христос «пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
Главное предназначение и тайна Рождественской ночи состоят в том, чтобы мы приняли Христа Спасителя не как Царя земного – ведь Он родился не в царских чертогах, – а как Начальника нашей жизни, через Которого всё «на́чало быть, и без Него ничего не на́чало быть…» (Ин. 1, 3).
Ангелы, открывая тайну о рождении Спасителя мира, возвестили: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 12). Рождество Христово должно для каждого из нас стать «знаком», который определяет истинность нашего жизненного пути, нашу способность умиляться, радоваться, дарить нежность, любить. Когда апостол Павел призывает нас: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5), он тем самым свидетельствует, что главное – не наша внешняя успешность и людское признание, а готовность нашего сердца принять Христа в свою жизнь. Бог окружил нас любовью, и как христиане мы не можем не отозваться на Его любовь. А для этого нужно открыть двери своего сердца, чтобы оно стало яслями для Богомладенца Христа.
Праздник Рождества Христова – это призыв ко всему человечеству обновить свои чувства, свои силы, выйти из состояния самообольщения и гордыни. Ведь «Бог, богатый милостью, по Своей великой Любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом…» (Еф. 2, 4–5).
Молясь о нашем будущем и мечтая о справедливом обществе во образ Царствия Небесного, мы выбираем пути его созидания, которые освещены Вифлеемской звездой Рождественской ночи.
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на просторах Святого Белогорья, сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием благости Божией – с 2020 годом. Он будет ознаменован торжествами в честь 75-летия Великой Победы, наследниками которой мы являемся. Верю, что наши совместные усилия в молитвах и трудах по устроению нашей Отчизны будут приняты Богом, и Он дарует нам Свои обильные милости!
Христос рождается – славите!
Глава Белгородской митрополии,
митрополит Белгородский и Старооскольский