Учитель начальных классов Валентина Гурова в профессии – более сорока лет. В их семье до нее учителей не было. Судьбоносное решение девушка приняла по зову сердца и велению души, во многом благодаря первой учительнице Варваре ЗахаровнеУльянцевой.
— Её образ сохранился глубоко в сердце и определил мой выбор раз и навсегда, – признается Валентина Васильевна.
— И ни разу не пожалели о своём выборе?
— Даже мысли такой не было. После окончания Богородской сельской школы поступила в Валуйское педагогическое училище. Продолжила обучение в Белгородском педагогическом институте имени Ольминского. Образование получила хорошее, спасибо преподавателям. По жизни мне всегда встречались такие, на которых хотелось быть похожей. По распределению вернулась в Новооскольский район. Первым местом работы для меня стала начальная школа в селе Сабельное. В ней было всего 16 учеников, а я – единственная учительница. Потом я вышла замуж и переехала в Новый Оскол. Некоторое время проработала в районном отделе образования, но скоро поняла, что это – не моё.
Вернулась на преподавательскую работу в городскую школу №4, тогда она была восьмилетней. В 1987 году перевелась в СОШ №1, и работаю по сей день, вот уже 34 года. Это моя родная школа. Живу от неё неподалеку, на работу хожу пешком. Каждое утро совершаю небольшую прогулку на свежем воздухе. Она и бодрит, и заряжает энергией, и помогает собраться с мыслями перед началом уроков, спланировать свой день. А после занятий – тем же маршрутом возвращаюсь домой. Подвожу итоги дня, анализирую уроки: все ли прошло, как надо. И если что–то не получилось, как это исправить, улучшить…
— Валентина Васильевна! Вы стольких детей выпустили в большую жизнь… Кто–то из них пошел по вашим стопам? Для кого–то вы стали той первой учительницей, которую помнят всю жизнь, на которую стремятся быть похожей?
— Никогда не считала, но, думаю, таких немало…
— Что для вас является мотивацией к дальнейшему совершенствованию в профессии?
— Чтобы соответствовать современным требованиям, учитель должен постоянно учиться сам. Если он не способен воспринимать новые знания и, соответственно, передавать их своим ученикам, то какой же он учитель?
— С этого учебного года, если не ошибаюсь, в начальных классах предусмотрено преподавание информатики. Как к этому отнеслись учителя, и вы в том числе? Готовы на все сто процентов?
— Об этом говорили давно. И волнение, конечно, присутствовало: справимся ли и как справимся? Сомневалась в своих способностях, так как не было возможности их проверить. В первых числах августа всех нас, учителей начальных классов, собрали, объяснили поставленную задачу, и мы включились в эту работу. Проходим курсовую переподготовку на образовательной платформе «Алгоритмика». Обучение проходитмодульно. Курс рассчитан до апреля месяца. Каждый модульимеет свою направленность.
Смотрим видеолекции, принимаем участие в вебинарах. Потом каждому учителю даются индивидуальные практические задания. Мы их выполняем. Это контролируется, оценивается и фиксируется. Мы зарегистрированы на этой платформе. У каждого свой пароль и логин. Очень хорошее методическое обеспечение для учителя. Даны методические рекомендации по изучению каждого модуля. По каждому занятию есть презентации, четко структурированные занятия. Непросто, конечно, но если есть желание, то справишься.
— У школьников есть всё необходимое для занятий?
— Дети тоже оснащены полностью. В нашей школе получили три мобильных класса и 15 планшетов – для первоклассников. Очень удобные, со всем программным обеспечением, готовые к работе. Интересно проводить занятия. Они проходят в рамках внеурочной деятельности, в игровой форме. Если класс большой – он делится на подгруппы. В каждой подгруппе – не больше 14 человек. Каждый ребенок получает персональный ноутбук. Занятие построено таким образом, что ребенок сначала выполняет его в тетради. Потом мы проводим физкультминутку. Затем он в течение 15 минут работает на платформе. Время ограничено в соответствии с медицинскими нормами.
— Как родители относятся к таким новшествам?
— Родители восприняли новшество с пониманием. До начала учебного года провели родительские собрания. Объяснили, обосновали все плюсы и преимущества, ответили на вопросы. Учебная программа ориентирована на проектную деятельность. Курс информатики для младших классов должен подготовить ребенка к работе над проектами. Он должен уметь печатать, готовить презентации, работать с информацией: отбирать нужную, отсеивать ненужную.
— С чем связаны такие нововведения?
— Время уже сегодня требует владения современными компьютерными технологиями. А когда нынешние первоклашки вырастут, без таких знаний и навыков им просто не обойтись. Для первого класса – своя программа. Они работают на планшетах, и там преобладает игровая форма. Для 2–4 классов – задания посложнее, они работают на ноутбуках. У меня сейчас третий класс: 20 учеников, две подгруппы. С одной занимаюсь, вторая – на свежем воздухе, играют в подвижные игры. Потом меняемся. Провела с ними уже пять занятий.
— Чему научились и есть ли толк?
— Есть, безусловно. Детям нравится. Получается у нас неплохо. Трудности тоже есть. Особенно с выходом на платформу. На первом занятии дети учились обращаться с клавиатурой, переходить с английского языка на русский. За пять занятий мы свободно сами выходим на платформу, понимаем, где мы находимся, выбираем нужный модуль, урок. Самостоятельно выполняем задания. С каждым разом задания усложняются. Домашние задания не даём, справляемся на уроке.
— Какими вы видите своих школьников лет через пять?
— Они будут свободно работать с информацией. Научатся находить нужную, понимать: что важно и актуально, что существенно, а что – нет. Дети должны быть к этому подготовлены. В этом вижу смысл нашего нового курса.
— Валентина Васильевна! Спасибо за беседу! Желаем преданных и благодарных учеников, свершения самых смелых творческих планов, успехов во всем, здоровья и благополучия.
— Спасибо.