В детском саду №9 в Новом Осколе с начала учебного года для детей проводятся не только уже ставшие привычными уроки с логопедом, танцами и вокалом, различные мастер-классы для малышей, но и занятия финансовой грамотности. Оказывается, в современном мире обучение дошкольников основам экономики себя зарекомендовало с лучшей стороны. Корреспонденты сетевого издания «Вперёд» побывали в гостях у девочек и мальчиков, а также их воспитателей.
В группах компенсирующей направленности нас встретили радушно. Программу «Экономическое воспитание дошкольников» здесь реализуют воспитатели Марина Кузнецова, Алёна Косова и Инна Чаплыгина. Именно они являются «проводниками» в мир финансов для малышей, где ребята легко и просто постигают сложную науку.
— Здравствуйте, Марина Владимировна. Скажите, пожалуйста, как пришла идея «внедрения» занятий финансовой грамотности для дошкольников — это чья‑то авторская разработка?
— Программа «Экономическое воспитание дошкольников» в этом году реализуется со всеми ребятами старшего возраста. Конечно, финансовое воспитание и просвещение детей столь юного возраста – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Мы стараемся вызвать у детей интерес к финансовым знаниям, что, безусловно, пригодится в будущем. В этом и состоит уникальность этой программы.
— Почему именно — дошкольники?
— Дело в том, что в этом возрасте происходит развитие самой личности ребёнка. На этом этапе формируется своеобразный «фундамент» для приобретения специальных знаний и навыков, они легче усваиваются, запоминаются.
— А в чём же польза подобных занятий?
— Малыши активно знакомятся с окружающим миром, а вокруг них – реклама, покупки, оплата обучения и многое другое, во что они непосредственно вовлечены. Раннее включение в экономическую жизнь семьи, совместные походы в магазин, участие детей в купле-продаже и других финансово-экономических отношений в будущем способствуют финансовому благополучию. Ребята уже сейчас начинают лучше понимать процесс общения с «миром финансов».
Пока мы с Мариной Владимировной беседовали о пользе раннего изучения финансовой грамотности, у ребят началось самое интересное — образовательная деятельность! Вот только форма подачи материала оказалась весьма интерактивной и увлекательной.
— Дорогие ребята, вы знаете, что такое банк? А ходили туда с родителями? А кто работает в банке? А давайте мы сами поработаем в банке? Кто будет посетителем…
Девочки и мальчики активно вовлечены в игру. Экскурсия в банк вместе с любимыми воспитателями для малышей проходит увлекательно и совсем не сложно. Кто‑то считает денежки, кто‑то работает в кассе, кто‑то узнаёт о том, что расплачиваться можно не только наличными, но и картой. А ещё малышам рассказывают о том, что есть и плохие люди, которых называют мошенниками, поэтому с чужими разговаривать нельзя, как и сообщать номера телефонов, адрес проживания и номер карты.
Пока малыши заняты, решаем пообщаться с воспитателями.
— Инна Васильевна, ребята усваивают материал? В силу возраста им не тяжело изучать такую серьёзную тему?
— Я считаю, что уже в этом возрасте необходимо помогать нашим воспитанникам получать предпосылки финансовой грамотности. Конечно, сам процесс обучения у дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Через игру дети учатся культуре общения и поведения, овладевают навыками и умениями, расширяют представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
— Вот сейчас ребята «играют» в банк, а какие другие занятия с ними проводятся ещё?
— Мы подобрали много тематической художественной литературы. После прочтения рассказов вместе делаем выставку-рисунков, ставим спектакли по сказкам, проводим сюжетно-ролевые игры. Часто организуем беседы на темы «История возникновения денег», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?». А ещё мы представили презентацию «Как появились деньги?» и даже организовали большую и красивую выставку «Купюры и монеты нашей страны».
— А какое занятие больше всего понравилось ребятам?
— Изготовление лэпбука. Оно стало дополнением развивающей среды в группе по данной теме. А ещё игра-беседа «Прорекламируй товар», было очень весело!
— А родители были не против занятий финансовой грамотности? Все ли они одобрили?
— Знаете, мы специально проводили анкетирование среди родителей, — включилась в беседу Алёна Юрьевна, — Они подтвердили желание того, чтобы их дети обучались финансовой грамоте. Более того, мы включили беседы «Чем пахнут ремесла?» и «Для чего родители ходят на работу». Итогом занятий станут детско-родительские встречи «Я – врач», «Я – машинист» и так далее.
— Алёна Юрьевна, а можно ли дома самим обучать детей финансовой грамотности?
— Конечно, можно, даже нужно! Для родителей наших воспитанников мы организуем консультации на различные темы, например, «Ребёнок и экономика», «Азы финансовой грамотности дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Как научить ребёнка трудиться». Нам очень нравится видеть отклик от взрослых, которые готовы помогать реализовывать проект и активно участвовать в образовательном процессе.
Как признались сами воспитатели Инна Васильевна и Алёна Юрьевна, родители дошкольников уже по достоинству оценили эти занятия. Малыши начинают осваивать навыки и привычки культурного поведения в быту. Безусловной пользой является и изучение основ разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, оценка возможностей и потребностей своей семьи. Девочки и мальчики знают, что такое реклама, правильно воспринимают яркие картинки товаров и видеоролики, оценивают реальную пользу от покупок.
Вот так в форме игры воспитанники детского сада погружаются в мир финансов. Так что пожелаем малышам и воспитателям успешного обучения!