Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:10, 28 января 2019

Корреспондент газеты «Вперёд» рассказала о производстве обуви в Новооскольском уезде

Корреспондент газеты «Вперёд» рассказала о производстве обуви в Новооскольском уездеФото: личный архив Владимира Стрельникова
  • Статья

Марина Воронина совместно с архивистами узнала, чем так славилась «обувка» из слободы Великая Михайловка.

Давайте перенесемся в те времена, когда земля наша новооскольская именовалась Новооскольским уездом, а её сельские территории – слободами, каждая из которых славилась своими мастерами. Вот и в Великой Михайловке хороши мастера-кустари, а пуще других – те, что горазды шить сапоги. Именно этот товар местного производства пользовался особым спросом в конце 19 – начале 20 веков.

Приобрести великомихайловскую «обувку» приезжали желающие не только изо всех уголков Курской губернии, но и из самой столицы. По свидетельству архивных документов, на период 1896 года, в слободе Великая Михайловка на 2 178 дворов проживало 8 242 человека «мужеского» и 7 852 – женского «полу». Причём, основным источником дохода местных жителей являлось не земледелие, (многие сдавали свои земельные наделы в аренду), а именно кустарные производства, львиную долю которых составляло кожевенно-сапожное.

Славились в те времена в Новооскольском уезде сапожники и из других слобод, например, Ниновской. Сразу хотелось бы отметить, что поговорка о сапожнике без сапог, как правило, была неактуальна. Умельцы сапожного дела вполне успешно могли прокормить ремеслом свои семьи, как правило, многодетные. Нередко заглядывали в Новооскольский уезд за сапогами ушлые оптовики, особенно пробавляющиеся на ниве армейского интендантства, и тогда, в случаях поступления заказов на большие партии товара, кустари-одиночки, во имя всеобщей выгоды, собирались в артели. Самым же знаменитым поставщиком качественной обуви по праву считалась Великая Михайловка, и факт этот зафиксирован в довольно серьёзных исторических изысканиях.

Так, например, в третьем томе полного собрания сочинений Владимира Ленина, в работе, посвященной развитию промыслов и производств Курской Губернии:

«В Курской губернии замечательны, как промышленные селения и Центры кустарных промыслов, слободы: Великомихайловка Новооскольского уезда (в 1897 г. – 11853 жителя) …. …Главный кустарный промысел – кожевенно-сапожный.»

А вот что пишет в 1886 году знаменитый историк-исследователь конца 19 века Николай Добротворский «Кустарные промыслы Курской губернии»:

«Нам лично приходилось сравнивать изделия кустарей с казёнными сапогами, которые выдаются солдатам, и смеем уверить, что между гвоздевым вытяжным сапогом, который приготовляется в Великой Михайловке и сапогом казённым, великой разницы нет. Выделка кожи на первом нисколько не хуже, чем на казённом. Что же касается качества, то преимущество в этом случае мы, скорее, отдали бы великомихайловскому сапогу, чем казённому.»

Не мудрено, что с 1902 года военное ведомство стало официально осуществлять заказы на поставку обуви именно у кустарей, тем более что, помимо качества товара, такие «гешефты» приносили ещё и немалую выгоду заказчику, ведь пара сапог кустарного производства обходилась в «четыре с полтиной рубля» против шести рублей за «сапоги государственные».

Во время Первой Мировой войны в 1915 году Всероссийской организацией «Земгор», (комитет Всероссийских земского и городского союзов), занимавшейся вопросами снабжения армии предметами обмундирования и снаряжении, была мобилизована вся кустарная промышленность, в том числе и на территории Великой Михайловки. На тот период в объединенных артелях пошивом сапог занимались даже женщины и подростки, успевшие перенять навыки мастерства у своих отцов и мужей.

Немудрено, что бойцов Первой конной армии, сформированной в Великомихайловке, также обували свои, местные сапожники. Одна беда – в связи со сложной финансово-экономической обстановкой в стране, обострившейся в результате Первой Мировой и Гражданской войн, революционных событий и смены власти, прокормиться одним лишь сапожным ремеслом стало проблематично.

К концу 20-х годов прошлого века на территории Великой Михайловки кустарей-одиночек, практически, не осталось, а появились сапожные артели. Впрочем, даже будучи в трудах, не покладая рук, заработать в них на безбедную жизнь семьи становилось все сложнее. Постепенно «пальма первенства» в производстве обуви перешла к активно развивающимся в городах государственным предприятиям, а сельские кустари, вступая в колхозы, поневоле вынуждены были принимать «новые правила» и, «как все», заниматься земледелием и животноводством.

К сожалению, о том, как в сапогах работы мастеров новооскольских щеголяли модники и маршировали солдаты во всех уголках России-матушки, могут вспомнить лишь старожилы, да и то по рассказам своих дедов. Тем не менее, до сих пор в некоторых домах по сей день бережно хранится ставший уже музейной ценностью сапожный инструмент. Давний и добрый друг редакции нашей газеты «Вперёд» Владимир Стрельников, житель Великомихайловки один из тех, кто является счастливым обладателем такого раритета. Более того, Владимир Иванович предоставил нам очень редкий фотоснимок, сделанный примерно в 1928 году.

На нём запечатлены члены сапожной артели, работавшей на тот период в Великой Михайловке. В числе изображенных на фотографии мастеров – дед нашего гостя, Гаранжа Сергей Матвеевич (третий справа в первом ряду). Рождённый в слободе Великая Михайловка в 1883 году, был он не только одним из лучших потомственных сапожников, но и одарённым от природы человеком. Обладая замечательным голосом, пел в церковном хоре, «разумел грамоте». Характер же имел по‑мужски твёрдый, но в семейной жизни был мягок и покладист. Жену «жалел» и уважал, к шестерым дочерям и сыну относился с заботой, нежностью, но держал в строгости, приучая к труду и порядку. Довелось ему и повоевать в Первую Мировую, а потом и в Гражданскую.

Жизнь прожил достойную и долгую, за малым «не дотянув» до векового юбилея, а вот мастерство его в сапожном деле никто из семьи, к сожалению, продолжить так и не смог – единственный сын погиб в боях за Родину, защищая её западные границы во время Великой Отечественной войны. Внук же его, Владимир Иванович, рассказавший нам эту историю, хоть и не перенял дедово мастерство, зато бережно хранит память о нём и всей душой мечтает воссоздать каждую страничку истории своей малой родины, чтоб не было в ней ни белых пятен, ни позабытых имён.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Войти
Обсуждение закрыто
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×