Празднование Дня местного самоуправления имеет свою предысторию. Он приурочен к событиям 1795 года, когда императрица Екатерина II издала высочайшую Грамоту, положившую начало развитию законодательства Российского государства о местном самоуправлении. Его дальнейшее развитие связано с земской и городской реформами императора Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года. Органами городского самоуправления стали городские думы и управы. Наряду с ними действовали государственные органы.
Новооскольский уезд во второй половине XIX века входил в состав Курской губернии. Новый Оскол имел статус уездного города. Новооскольская земская управа была учреждена с 1 января 1865 года, являлась исполнительным органом и избиралась уездным земским собранием. В ее компетенцию входили организация школ, больниц, строительство дорог, экономическое развитие края. Земская управа состояла из председателя и двух членов, избираемых собранием на два года. Уездное земское собрание принимало бюджет, а управа его исполняла.
В архивном отделе администрации Новооскольского района сохранилось немало документов того времени: журналы заседаний земского собрания, раскладки расходов и доходов земской управы, материалы об отбывании земских повинностей, информация о состоянии народного образования и здравоохранения. На основе анализа перечня смет доходов и расходов за 1903 и 1909 годы можно сделать вывод о том, что происходил рост бюджета, а, следовательно, расширялась сфера деятельности земства. Доходная часть бюджета состояла из шести пунктов и включала доходы от принадлежавшего земству недвижимого имущества, недоимки за прошлый год, разные сборы, пособия земству, возврат расходов и разные поступления. С 1903 по 1909 годы доход земства возрос со 148,7 тыс. рублей до 223,9 тыс. рублей. Бюджет был строго сбалансирован: количество доходов почти копейка в копейку соответствовало расходам. Примечательным является рост расходов на образование и медицину. Из общей суммы 223, 9 тыс. рублей на образование в 1909 году было израсходовано 79,8 тыс. рублей. Финансирование медицины выросло с 49,4 тыс. рублей в 1903 году до 63,6 тыс. рублей в 1909. Если до 1861 года в Новооскольском уезде было лишь три школы, то за первые восемь лет после земской реформы было открыто восемь школ, а к 1883 году их насчитывалось уже 33. Расходы на здравоохранение предусматривали содержание за счет земства восьми врачей, 11 фельдшеров, одной акушерки, одного провизора и двух помощников провизора. Новооскольское уездное земство стремилось поддерживать определенный уровень жизни социально незащищенных слоев населения. С 1893 года в городе действовало общество пособия бедным. К этому обществу относилась богадельня для мужчин и женщин. С 1909 года при нем был открыт сиротский дом. Общество финансировалось в основном из земского бюджета, но принимало материальную помощь от местных меценатов Дерябина и Немирова. Работало общество трудовой взаимопомощи служащим в казенных, общественных и частных учреждениях. В волостях Новооскольского уезда действовали сельские богадельни и дома призрения.
В 1915–1916 годы важной задачей уездного земства была помощь беженцам из зон немецкой оккупации. Для устройства, распределения беженцев по уезду был создан комитет из членов земской управы. Всего в Новооскольском уезде было размещено около 1200 семей беженцев. Они были обеспечены за счет местного населения не только жильем, но и одеждой, обувью, продуктами, средствами к существованию. Многие из них остались в нашем крае навсегда. Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод о том, что для местного населения роль земства была значимой, так как объективно способствовала повышению уровня жизни людей. Новооскольцы ответственно подходили к решению вопросов местного самоуправления. Недоимок по местным сборам было значительно меньше, чем в соседних уездах. Земство играло не только важную хозяйственную роль, но и несло в уезд культуру и просвещение, распространяло новые агротехнические приемы, знакомило с новинками сельскохозяйственной техники.
В 1917 году земства были расформированы, на смену местной инициативе пришла жесткая централизация власти в форме Советов. К идее местного самоуправления вернулись в конце 80-х годов ХХ века, в связи с реформой государственной власти в стране.
Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990) и аналогичный закон РСФСР разграничили полномочия между местными Советами и администрациями, были введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. Автономность местное самоуправление получило после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.