Local Logo
Новости Новооскольского городского округа Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Жить по велению души. Новооскольчанка Екатерина Худобина — о принципах и литературеСтатья

9 января 2022, 09:19

Корреспондент Марина Воронина побывала в гостях у педагога средней школы №1 и выяснила, почему молодые специалисты выбирают эту профессию.

Когда маленькую Катюшку Панину кто‑нибудь из взрослых спрашивал, кем она хочет стать, когда вырастет, ответ был неизменным: «Буду, как мама!» А потом старательно поясняла: «Такой же доброй, такой же красивой, такой же умной, такой же самой-самой! Как же вы не понимаете? Хочу вырасти и стать, как моя любимая мамочка!». Нет ничего удивительного, что, когда пришло время определяться с будущей профессией, Екатерина по совету и примеру мамы решила связать свою судьбу с работой в налоговой службе, получив предварительно экономическое образование.

Дружный новооскольский коллектив Межрайонной ИФНС России № 6 по Белгородской области молодого специалиста принял радушно. Да и мама, Светлана Алексеевна, с удовольствием наблюдала за тем, как осваивает на практике университетские постулаты любимая дочка, как постепенно, буквально на глазах превращается из вчерашней студентки в опытного специалиста. Время не стоит на месте, и вот уже именуют девочку Катюшу уважительно Екатериной Сергеевной. Ну, а сама она уже не только успела встретить свою любовь, свить собственное «гнездо», сменив после замужества фамилию на Худобина, но и в свой адрес услышать первое «мама» от маленького сына Илюши.

На службе – опытный, квалифицированный работник, среди друзей и коллег довелось заслужить всеобщее уважение и симпатию за деловые и человеческие качества, дома – любимая, любящая жена и мама. Казалось бы, чего ещё желать? Вот только мало кому было ведомо, что, помимо профессиональной литературы и трогательных детских книжек для своего первенца, проводит всё своё свободное время Екатерина с томиком Есенина или Куприна, а, бывает, почти не глядя в книгу, проговаривает шёпотом наизусть целые главы из любимого ею булгаковского романа «Мастер и Маргарита». А ещё, всякий раз глядя на вечно спешащих школьников с рюкзачками и сумками со «сменкой», хочется ей, чтобы и они, совсем ещё юные, не пробежали впопыхах мимо заветной, невидимой дверцы, именуемой «Литература». А вот интересно было бы узнать мнение сегодняшнего восьмиклассника по поводу, скажем, прочитанного пушкинского «Евгения Онегина» или гоголевского «Носа». Или, например, смогут ли понять, прочувствовать современные юные барышни судьбы жён декабристов? Как же хочется, чтобы увидели они всю красоту и мудрость окружающего мира глазами Блока, Бальмонта и Мандельштама, почувствовали в магической музыке стихотворных строк его величие и трогательную, хрупкую уязвимость, задумались… Ну, почему, почему призывные школьные звонки кажутся ей такими родными, словно звучат они не отголоском из детства, а музыкой, поселившейся в сердце?

«Динь-дилинь. Динь-дилинь. Хочу в школу. Хочу в школу» – всё чаще и чаще где–то глубоко в душе отзывается волшебное эхо. И тут же на защиту устоявшегося, стабильного ежедневья встаёт здравый смысл. «Да полноте, Катенька, оставьте. Блажь это всё. Мечты-с неземные», – смотрит он на неё с грустью и строгостью глазами Фёдора Михайловича. А потом уж и не Достоевский вовсе, а хитрый булгаковский персонаж твердить начинает, мол, «воля ваша, а вы, матушка, что–то несуразное придумали, над вами потешаться станут»…

Как быть? И у Чернышевского не спросишь: «Что делать?». «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Ах, уж этот незабвенный Есенин. Да только не приснилось ничего, и выбор нужно делать самой, сейчас. На одной чаше весов – интересная, хорошо знакомая работа и ставший за восемь лет родным коллектив налоговиков. На другой – мечта. Просто мечта. Или не просто? Как там у классиков? А, впрочем, гораздо раньше, чем довелось приобщиться её к классической литературе, услышала от родителей Екатерина одну непреложную истину о том, что лгать нельзя никогда и никому. И уж коли самой себе солжёшь, то сразу всех обманешь, в том числе и самых–самых близких и родных тебе людей. А самых родных на тот момент стало на одного больше – появилась на свет маленькая дочь Анастасия.

«Хочу в школу. Хочу в школу. Я буду работать в школе!», – решение, пришедшее далеко «не вдруг», было принято, а все «любимые-родные-близкие», слава Богу, его поддержали, потому что они не только любимые, но и любящие. Вот так и пополнилась замечательная педагогическая семья СОШ № 1 с УИОП им. Великой Княжны О. Н. Романовой ещё одним членом коллектива, ещё одной судьбой, ещё одним человеком, пришедшим сюда работать по зову сердца.

— Сложно ли было?

— Поначалу, конечно, пришлось очень непросто, – рассказывает Екатерина Сергеевна. – Кроме желания работать с детьми и житейского опыта, в том числе, опыта общения, которым со мной щедро делились мои замечательные коллеги на предыдущей работе, «за душой» у меня была лишь душа, полностью открытая к новым знаниям и новому опыту. Разумеется, я сразу же поступила заочно в БелГУ на филологический – наличие профильного образования мне было просто необходимо. Как же благодарна я всему школьному коллективу за поддержку и помощь, за терпение, за мудрость, за понимание. А директору школы Ирине Дудниковой я хочу сказать особое «спасибо» за то, что смога она самым удивительным образом поверить в меня.

Впрочем, как бы ни были прекрасны даже самые светлые грёзы, школа – это ещё и каждодневный труд, постоянная работа над собой, постоянный рост, требующие и глубоких знаний, и профессиональных навыков, и опыта. Всё это Екатерина Сергеевна прекрасно понимала, как понимала и то, что в своём «особом случае» эти самые пресловутые «навыки и опыт» ей придётся «нарабатывать» в самые кратчайшие сроки. Вот потому и требования к самой себе «определила» по самой максимальной шкале «полного включения».

Не раз задавала она сама себе и вопрос о том, почему именно работа в школе стала её мечтой. С литературной направленностью для неё всё было более или менее понятно: читающая семья, привитое с детства уважение к печатному Слову, потом – как открытие новой Вселенной, великий, мудрый, тонкий и живой Мир Литературы, в котором с каждой прочитанной книгой словно открываешь в себе, в душе своей новую страничку… Но почему именно школа? Тем более, почему именно городская СОШ № 1, сразу поразившая её какой– то незримой магией и тем пронзительным чувством, что охватывает странника, вернувшегося после долгих скитаний по свету Домой? Быть может, это «зов времени»?

Как выяснилось, в далёком 1916 году прабабушка нашей героини, Мария Николаевна Очкасова была выпускницей Ольгинской гимназии, в которой получила блестящее образование. С тех времён сохранился даже уникальный фотоснимок гимназисток, стоящих на знаменитой школьной лестнице, ставшей теперь настоящим украшением исторического здания школы. Отец же её, а, соответственно пра– прадед Екатерины Сергеевны, в женской гимназии, разумеется не обучался. Зато, будучи человеком достаточно обеспеченным, входил в состав гимназического попечительского совета и являлся смотрителем сельских школ Губкинского уезда.

Потом, уже поколение спустя, в советские времена, первую школу заканчивали родители Катеньки Паниной, (нашей Екатерины Сергеевны Худобиной). Затем она сама именно здесь с замиранием сердца слушала на торжественной линейке свой последний школьный звонок. Ну, а теперь, (вновь через поколение), учится в этих древних стенах её сын Илья, который заканчивает пятый класс, а на будущий год пополнит ряды первоклассников и «младшенькая» Анастасия. Малышка уже вовсю готовится к своему новому статусу ученицы, посещая воскресную школу при Успенском храме, а ещё с удовольствием занимается вокалом в знаменитой уже новооскольской «Студии–И». Будущая первоклассница предпочитает «изящные искусства» в отличие от старшего брата, выбравшего «сугубо мужское увлечение». Илья успешно занимается рукопашным боем в ВПК «Патриот». И пока юные представители семьи Худобиных увлечённо идут своими дорогами–дорожками знаний и первых побед, их мама старается внести свою лепту в судьбу школы, ставшей для неё, практически, вторым домом.

— Мой «взрослый статус» и опыт, полученный за время работы в налоговой службе, мне тоже очень пригодились. Сама, будучи мамой, я старалась вникнуть в проблемы и чаяния родителей. Огромную роль сыграл в моём «школьном становлении» и ещё один приобрётённый уже в школе опыт работы в молодёжном правительстве Новооскольского городского округа. Вообще, я считаю, что общественная работа позволяет человеку раскрыться всесторонне. Для учителя же это особенно важно: ведь все «твои дети» очень разные, в каждом из них таится множество талантов, которые нужно поддержать, раскрыть, развить. Тут может пригодиться твой даже самый неожиданный опыт. Вот, например, знания, которые мне довелось получить во время работы в налоговой службе, нашли применения и в школе. Помимо уроков русского языка и литературы в пятых –восьмых классах, я веду ещё и экономику у десятиклассников. До сих пор вспоминаю с особенной теплотой моё общение с руководителем инспекции межрайонной ИФНС Ольгой Москальченко. Несмотря на то, что работаем мы теперь на разных поприщах, наше сотрудничество продолжается. Учащиеся школы регулярно становятся желанными гостями налоговиков и активными слушателями интереснейших лекций, специально подготовленных для них в рамках «Дней открытых дверей». Экономическая грамотность для ребят, готовящихся вступить во взрослую жизнь, полагаю, станет хорошим подспорьем, сможет уберечь их от множества ошибок, которые так часто совершаем мы по причине незнания.

Уберечь, оградить, помочь, объяснить, научить, предостеречь, предупредить, заранее позаботиться… Этот «ликбез–оберег» неизменно слышим мы из уст каждого родителя и… каждого учителя. Ну, а для Екатерины Сергеевны применим он не только по отношению к «её детям», (так уж в учительской среде принято называть своих учеников), но и к её коллегам. Дело в том, что она является не только членом Молодёжного Совета территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Новооскольского городского округа, но и выполняет в своей школьной «первичке» обязанности специалиста по охране труда, взяв на себя очень серьёзную от ветственность за безопасность своих коллег.

— Совместно с председателем нашей профсоюзной «первички» Натальей Токаревой мы не только занимаемся разработкой целого ряда нормативных документов и локальных актов, но и, согласно утверждённой программе, проводим занятия по технике безопасности, правовой грамотности, причём, как теоретические, так и практические, текущие и внеплановые инструктажи, а затем – экзамены, самые настоящие, с билетами и заданиями. Честно скажу, крайне сложно охватить все аспекты, тем более, что требования к охране и безопасности труда с каждым годом повышаются, становятся всё строже. Но, это, по–моему, правильно. Ведь мелочей в таких вопросах, как безопасность, быть не должно. А ещё в последнее время я стала особенно ясно осознавать и то, что мой предмет литературы, который я веду в школе, тоже напрямую относится к вопросам безопасности, только уже не труда, а души. Сейчас мы вместе с учащимися пытаемся разобраться в вопросах чувств, отношений и такой деликатной тема, как любовь, которая, подчас, бывает безответной. Куприновская «Ветка сирени» – нам в помощь. Вот, говорят всё чаще о том, что в наше время, когда школьная программа стала очень динамичной и разнообразной, детям, в виду их сильной загруженности, очень скоро будет попросту некогда читать. Большую роль тут играет и так называемое «нецелевое использование гаджетов», когда всевозможные «игрушки–стрелялки», «Тик–Токи» и «лёгонький развлекательный контент» буквально «поедает» изрядное количество времени, не принося при этом никакой пользы. А чтение… не модно, не актуально, не…

— А как вы думаете, будет ли популярно чтение?

— Я искренне верю в то, что интерес к книге «выживет», пусть даже «не благодаря!», а «несмотря на». Мы не имеем права лишить наших детей целого мира мудрости и знаний, созданного лучшими умами и душами человечества. Ну, а чтобы им помочь, я стараюсь дать им возможность не просто прочесть, а прочувствовать каждую строку. Для этого выбираем небольшие, но очень глубокие и по смыслу, и по эмоциональной наполненности произведения. Если интерес к чтению «не отбит» невероятным объёмом страниц, то в конце концов наши дети захотят «прожить» не только маленький рассказ, но и повесть, роман, поймут, что, оставаясь наедине с собой и голосом автора, заключённого в массивном книжном переплёте, можно обрести куда как большие сокровища, нежели в ярких «завлекушках», которыми «нашпигована» сеть Интернета.

— Оценить уроки такой вот «безопасности души» сложно?

— Помнится, в прошлом году на уроке литературы мы с моими теперешними восьмиклассниками читали вслух очень трогательный рассказ. Вся «женская половина класса, включая меня, рыдала в голос, полностью проникшись грустной историей героев. Мальчишки, правда, мужественно «держались». Была пара–тройка и недоумевающих взглядов. Не без того… Во все времена были и «отличники», и «хорошисты», и «двоечники», уж простите за сравнение. Но, мне кажется, наверное, эти слёзы и были высшей оценкой по «безопасности души». Умение сострадать, чувствовать боль, когда больно кому–то другому, пусть даже вымышленному, «книжному» герою… Не это ли самое высокое свидетельство того, что мы растим не равнодушных, эгоистичных прагматиков, а Людей, настоящих, чувствующих, в руки которых совсем не страшно будет отдать потом наше с вами будущее. Какое оно? Если мы не позволим очерстветь сердцами нашим детям, и каждый из них выберет свой путь по велению души, то будет оно просто замечательным. Я в это верю.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 16:21
91% граждан слышали о бренде «Национальные проекты России»
Материал
Общество20 декабря , 09:52
Вячеслав Гладков рассказал о работе пунктов приёма подарков для военнослужащих
Материал
Общество19 декабря , 17:16
Вячеслав Гладков рассказал о вручении сертификатов на получение грантов 19 ветеранам СВО