Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков провёл встречу Попечительского совета, чтобы рассмотреть вопрос возведения мемориала «Заживо сожжённым» в селе Гусёк-Погореловка Прохоровского района. Этот новый объект станет значимым дополнением к музею-заповеднику «Прохоровское поле».
На встрече было объявлено, что мемориал будет представлять собой крест из обожжённого камня, ротонду и стену памяти. Он будет установлен на месте трагических событий 1943 года и станет частью мемориального комплекса «Прохоровское поле». Архитекторы уже начали разработку скульптурных композиций. Глава региона также сообщил, что Попечительский совет планирует обратиться в Белгородскую областную Думу с предложением включить 3 мая в список памятных дат региона.
«Создателем и идейным вдохновителем музея-заповедника был Николай Иванович Рыжков. Он внёс важнейший вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне и подвиге советских воинов в главной танковой битве», — подчеркнул Вячеслав Гладков.
Инициатива создания мемориала была поддержана Министерством культуры РФ на Международной выставке-форуме «РОССИЯ» в ноябре 2023 года. О совместных планах рассказали губернатор Вячеслав Гладков и председатель Попечительского совета музея «Прохоровское поле» Николай Рыжков.
К сожалению, в феврале 2024 года Николай Иванович Рыжков скончался, ушёл из жизни выдающийся государственный деятель, внёсший значительный вклад в развитие Белгородской области. Ему были присвоены звания «Почётный гражданин Белгородской области» и «Почётный гражданин Прохоровского района». В знак признания его заслуг на Прохоровской земле установлен памятник Николаю Ивановичу Рыжкову.
Для справки: В январе 1943 года после того, как Красная Армия перешла в наступление, нацисты отправили узников одного из концлагерей, среди которых были военнопленные и мирные жители, для работы в Германию. Колонна вышла из лагеря и двигалась в сторону Прохоровки, шли пешком. В Гусёк-Погореловке более 600 человек разместили в бывшей школе, а в ночь с 26 на 27 января оккупанты подожгли здание с находящимися в нём людьми. Тех, кто выпрыгивал в окна из объятого огнем здания, конвой расстреливал из автоматов. Когда здание догорело, смолкли стоны и крики раненых и умирающих, фашисты покинули Гусёк-Погореловку. Останки сожженных и расстрелянных похоронили в одной братской могиле.