Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:42, 26 февраля 2019

Правильно и сбалансировано. Школьникам предстоит самостоятельно выбрать рацион питания

Правильно и сбалансировано. Школьникам предстоит самостоятельно выбрать рацион питанияФото: belpressa.ru
  • Мнение

Корреспондент сетевого издания «Вперёд» Марина Воронина разобралась в вопросе — стоит ли бояться родителям «свободы выбора меню» самими детьми.

Все мы с вами были когда‑то детьми. Ведь были же, правда? А это значит, что хоть один раз пытались мы процитировать родителям слова Малыша из веселой повести-сказки о Карлсоне, в которой юный герой спрашивает маму, отчего все полезные блюда такие невкусные, а «вкусняшки» — наоборот, считаются вредными. А помните, наши детские «гастрономические страдания» над тарелкой с кашей, которую нужно непременно съесть, «а то не вырастешь»? Причем, во все времена, все, без исключения, дети — будь то Малыш их Стокгольма, Саша из Москвы или Маша из Нового Оскола, с радостью норовят заменить, например, полезный овощной супчик на «перекус» из пары сдобных плюшек. И уж если дома мы, взрослые, можем проконтролировать, насколько «правильно и сбалансировано» питаются наши ненаглядные отпрыски, то как быть со школой, в которой проводят они «львиную долю своего времени? Как заручиться гарантией, что ребёнок не проигнорирует школьные завтраки и обеды, заменив их сомнительного качества «перекусами» по своему усмотрению, тем самым лишая себя возможности вырасти не только умным, а еще и здоровым, красивым?

На сегодняшний день во всех, без исключения, школах Новооскольского городского округа ведется многоплановая работа над созданием единых требований к организации питания детей. Меню ежедневных школьных завтраков и обедов, рассчитанное, согласно СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы), утвержденного Роспотребнадзором, постоянно контролируется. Оценка же каждого блюда на готовность, качество и даже внешний вид проводится действующими в школах бракеражными комиссиями, в состав которых входят не только руководители образовательных учреждений, работники пищеблока и медики, но и родители. Более того, тщательно отслеживается весь «путь» каждого блюда, начиная с момента поступления необходимых для его приготовления продуктов в школьную столовую, заканчивая появлением его на тарелках у наших детей. Размеры порций в расчете на одного ребенка также установлены, согласно нормам, СанПиН для школ.

Теперь – к вопросу о свежести. Согласно договорам, заключаемым с поставщиками каждым конкретным образовательным учреждением, все продукты доставляются в школьные пищеблоки ежедневно, причём, в том количестве, которое необходимо для заранее определенного количества порций на один день. Что касается, например, «вчерашней каши» или «разогретого вчерашнего борща», то использование готовой продукции на следующий день в наших школах строго запрещено. Таким образом, ребёнок имеет возможность ежедневно получать только свежеприготовленные блюда, согласно меню, которое утверждается каждые десять дней.

А ещё можно рассказать о пищевой и энергетической ценности продуктов, список которых одобрен и утверждён НИИ детского питания и НИИ питания РАМН, о том, насколько строго контролируется исполнение требований, касающихся санитарного состояния школьных пищеблоков, оснащение их необходимым оборудованием и инвентарем. Не меньшее внимание уделяется и уровню профессиональной подготовки персонала. Вопрос «доступности» также решен полностью. Иными словами, охват учащихся каждой школы при получении горячего питания – стопроцентный, независимо от материального положения семьи, в которой живёт ребёнок. Стоимость школьных завтраков полностью оплачивает муниципалитет. «Цена обеденного вопроса» составляет всего 35 рублей. Несмотря на то, что сумма эта вполне доступна, для многодетных семей, действуют меры социальной поддержки и все обязательства по оплате, соответственно, берёт на себя областной бюджет. Плюс к этому… Вот тут‑то, ломая чёткий ритм всей нашей замечательной и совершенно не расходящейся с реальностью отчётности, вновь слышится коварный шелест упаковок с «вредными» чипсами, домашними «бутерами» и купленным в ближайших торговых точках «фастфудом». Это явственно заявляет о себе проблема «полных тарелок», так и оставшихся, в большинстве своем нетронутыми на столах школьных столовых. А как же горячее питание для «растущих организмов»? Уже ль настолько несъедобны «полезные блюда»? А, может быть, повара просто готовят их «без души», не так, как мамы и бабушки дома? Да нет. Как говорится, и на вкус – очень даже, и на вид – аппетитно, да и работники пищеблоков – люди не только профессиональные, но и душевные, добрые. Тем не менее, вопрос «полных тарелок» остается открытым.

Представители органов социальной защиты провели мониторинг в городских школах, пообщались с родителями и детьми, которые высказали своё мнение по поводу организации школьного питания. Если сформулировать коротко результаты этого опроса, вывод можно сделать следующий: рацион школьника должен быть полезным, вкусным и разнообразным, причём, с учётом индивидуальных предпочтений ребёнка. Иными словами, у школьника должен быть определенный выбор, то есть варианты различных, но равноценных, с точки зрения калорийности и «полезности» блюд, входящих в обеденное меню. Условно говоря, Катя предпочтет борщ, пюре с котлетой и чай, а Миша – щи, рис с курицей и компот. Таким образом, родилась идея о разработке меню, в котором будут присутствовать «альтернативные обеды», например, «обед № 1» и «обед № 2», выбор которых должен оговариваться заранее, после чего уже будет проходить утверждение, собственно, меню, рассчитываться количество порций каждого блюда и поставляемых ежедневно продуктов, необходимых для их приготовления.

Озвучивать конкретные сроки наступления дня, когда ребенок сможет увидеть на своей тарелке не «то, что дали», а то, что он заранее выбрал сам, пока ещё рановато, но можно с уверенностью сказать, что варианты такой перспективы уже всесторонне прорабатываются.

Что касается так беспокоящих педагогов и врачей-диетологов «перекусов» и организации школьных буфетов, то отношение к ним – опять‑таки из категории «личного отношения ребёнка к правильному питанию». Если на протяжении времени пребывания в школе он, не отказываясь от полноценного обеда, решит дополнительно «подкрепиться», то, скажем, чай с булочкой, то это никакого вреда не принесет.

В свою очередь, наши педагоги ведут большую просветительную работу с учащимися и их родителями по формированию навыков и культуры здорового и правильного питания, о воспитании с самого раннего детства «полезных привычек», помогающих заботиться о своём здоровье. Большое внимание уделяется также семейным «кулинарным традициям» и созданию «семейного, правильного меню». Главный критерий прост: ребёнок должен не просто знать, но и полностью осознать, принять для себя, как данность, что ответственность за свое здоровье каждый человек несёт сам, и что его самочувствие, состояние его организма напрямую зависит от того, что и в каких количествах употребляет он в пищу. Именно поэтому во всех школах и даже детских садах регулярно проходят предусмотренные образовательной программой факультативные занятия и беседы с использованием положительных примеров и опыта.

Будем же надеяться, что в самое ближайшее время наши дети уже смогут оценить первые нововведения в организации школьного питания, над которыми усиленно работает «целая армия» взрослых. Ну, самой высокой оценкой работы в этом направлении станут «пустые тарелки», слова благодарности и, главное, здоровье нашего подрастающего поколения.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×