С начала марта 2024 года российские автомобилисты столкнутся с изменениями в порядке постановки и снятия автомобилей с учета. Теперь для регистрации транспортного средства в ГИБДД не потребуется предъявлять полис ОСАГО. Однако отсутствие страховки при вождении по-прежнему грозит штрафом в размере 800 рублей, а при повторном нарушении – от 3 до 5 тысяч рублей.
Кроме того, владельцы автомобилей смогут быстрее снять транспорт с учета после продажи. Если договор купли-продажи (ДКП) оформлен через портал «Госуслуги» или заверен нотариусом, предыдущий владелец сможет сразу прекратить регистрацию, избежав штрафов за нарушения нового собственника. Если же сделка оформлена в простой письменной форме, придется ждать 10 дней, как и раньше.
Еще одно важное изменение касается прекращения регистрации без веских оснований. Ранее автовладельцы могли снимать машину с учета по собственному желанию, чтобы не платить транспортный налог и штрафы. Теперь сделать это можно только в случае угона или продажи автомобиля.
Введены новые требования и для владельцев автомобилей, ввезенных в Россию. Теперь при регистрации машины ГИБДД будет проверять, уплачен ли утилизационный сбор. Если автомобиль был ввезен по «льготному» тарифу (3,4–5,2 тыс. рублей), то в течение года его нельзя будет продать без доплаты оставшейся суммы полного сбора. Это нововведение может стать неожиданностью для покупателей, которые не знают, как был уплачен сбор при ввозе.
С 1 марта также изменился порядок восстановления учета для автомобилей с документами, выданными до 1993 года. Теперь при утрате старых документов владельцы должны представить машину в ГИБДД для осмотра, прежде чем получить новый паспорт транспортного средства (ПТС).
По данным ГИБДД, на 1 января 2025 года в России зарегистрировано 67,5 млн транспортных средств, в том числе 52,9 млн легковых автомобилей. Власти уверены, что новые меры помогут упорядочить процесс регистрации и пресечь схемы уклонения от налогов и штрафов.